"Эстебрюгге"
Экспедиции

"Эстебрюгге"

25 апреля 2018 - 5 мая 2018

Экспедиция Центра подводных исследований на сторожевой корабль кайзеровского флота.

1918 год. Только что сформированный состав Рабоче-крестьянского Красного флота пробует свои силы в военном деле. Идет Первая мировая война, Советская Россия из нее вышла, но Германия оккупирует Финляндию, и на Балтике немецкие корабли подбираются вплотную к Кронштадту. Чтобы не подпускать неприятеля к стратегическим объектам, принято решение поставить минное заграждение перед островом Котлин. Красвоенморы задание выполнили, акватория превратилась в опасный «суп с клецками». И…ничего и никого. 

Сто лет назад только что созданный РККФ не узнал о собственной – первой – победе на море. На самом деле, 2 сентября 1918 года в минное заграждение попал вспомогательный сторожевой корабль кайзеровского флота «Эстебрюгге». Дежурные пропустили момент, когда неприятельское судно наскочило на мину, и в рапортах, и, соответственно, в советских архивах, нет ни слова о происшествии. О том, что Красвоенморы Балтики не допустили врага на порог 2 сентября 1918 года, удалось узнать только в немецких архивах.

По найденным данным «Эстебрюгге» — бывший океанский паровой рыболовный траулер 1907 года постройки. Он был мобилизован в состав кайзеровского флота и вооружен артиллерией. Сторожевой корабль входил в состав 1-й дивизии дозорной полуфлотилии «Восток». По иронии, ее задачей было не допустить выход советских судов для атаки. 

Специалисты ЦПИ РГО нашли этот пароход случайно, пока шли в другую экспедицию. Гидроакустическая аппаратура показала донную аномалию с очень четкими контурами и тенями. Коллеги и волонтеры в то время собирали информацию о минных заграждениях Первой мировой войны, а немецкие коллеги поделились информацией о затонувших в этот период в Финском заливе кораблях. Сверив координаты, полученные нами, с архивными – аномалию предварительно идентифицировали как «Эстебрюгге». И первое же погружение подтвердило наше предположение. 

Корпус длиной порядка 35 метров стоит на ровном киле на глубине 24 метра северо-западнее Котлина. Взрывом частично разрушена корма, а вот носовая часть и центральная рубка неплохо сохранились. Судя по всему, затонул корабль не сразу – повреждения корпуса относительно небольшие, а по архивным данным из экипажа, состоящего из более 60 человек, погибло пятеро, остальные же успели спастись.

В надстройке водолазы нашли рацию, машинный телеграф и других свидетелей своей эпохи в хорошем состоянии. А с бака до сих пор грозит пушка. 

цели и задачи
  • ico

    Водолазное обследование корпуса корабля

  • ico

    Подъем артефактов, имеющих историческую ценность

  • ico

    Консервация и музеефикация поднятых артефактов

В столетний юбилей Рабоче-крестьянского Красного флота и памятный год окончания Первой мировой войны, в День водолаза 5 мая наша команда завершит экспедицию на «Эстебрюгге». Сейчас специалисты проводят тщательное обследование парохода, чтобы внести его в Реестр затонувших кораблей – уникальную «базу данных» судов, потерпевших крушение в Балтике, которую собирает ЦПИ РГО. Планируется подъем артефактов, которые, после консервации, станут новыми экспонатами комплекса Музей истории Кронштадта.

команда
Сумбат  Александров
Сумбат Александров

Руководитель водолазной службы

Водолаз-исследователь

подробнее
Игорь  Галайда
Игорь Галайда

Водолаз-исследователь, подводный оператор

подробнее
Иван  Галайда
Иван Галайда

Водолаз-исследователь, подводный оператор

подробнее
Виктор  Булгаков
Виктор Булгаков

Врач водолазной медицины (спецфизиолог)

подробнее
Алексей  Дурас
Алексей Дурас

водолаз-исследователь, судоводитель, стропальщик

подробнее
Олег  Медведев
Олег Медведев

Водолаз-исследователь, судоводитель

подробнее