Сокровища Балтики

Сокровища Балтики

1 Февраля

Здесь куда не нырни – обязательно обнаружишь историю! Балтика притягивает подводных археологов как магнит. Вода Балтийского моря, тёмная и несолёная, да ещё и без сильных течений, веками хранит затонувшие суда в отличном состоянии. Сегодня для нас это одно из самых перспективных направлений.

Стартовавшая несколько лет назад масштабная программа археологических исследований на Балтике уже привела к целому ряду серьезных открытий, которые вывели российскую подводную археологию на новый уровень развития. По самым осторожным подсчётам за 600 лет непрерывной навигации здесь потерпели крушение более 25 000 кораблей.  

За время исследований наша команда обнаружила около 200 затонувших судов. Все они притягивают своей исторической ценностью. Вот информация о самых любопытных находках за последние три года:  

Архангел Рафаил – германское торговое судно, затонувшее в 1724 году. Принадлежало голландскому купцу из Петербурга Герману Мейеру. Попав в ледостав, было оставлено экипажем и раздавлено льдами. «Кожи и рогожи в тюках», фламандское полотно, кипы льняной пряжи и многое-многое другое, – судно, помимо основного груза, в течение 40 дней собирало контрабандный товар с лодок. Обнаружившие ценный груз крестьяне следующие 3 недели ныряли в прорубь. 

Найденный корабль признан ценным историческим объектом, ещё в 2005 году он был включён в список 100 наиболее ценных подводных памятников Балтики.

За 3 сезона археологам удалось размыть примерно 8 метров внутреннего пространства корпуса в носовой части. Удалось достичь днища корабля. Его внутренняя часть пролежала в грунте, поэтому полностью сохранилась. Можно себе представить мощь Рафаила – дубовые доски толщиной 9 см и шириной до 38.

Бочки с зерном и салом, мешок шерсти, посуда, некоторые элементы одежды того времени, бутылка с вином и многое другое – неполный список артефактов, которые удалось поднять из воды. 

Лондон – 60-пушечный российский линейный корабль. Один из первых судов, закупленных для Балтийского флота у Англии. Крейсировал в 1715, 1717 и 1718 годах. Погиб 30 сентября 1719 года, встав на неизвестную мель у южного берега Невской губы. Полузатопленный корпус использовался в качестве основания для ограждающего мель маяка, пока не был разбит льдом и волнением.

Вместе с Портсмутом отходил к Кронштадту по приказу Петра I после подписания союзного договора между англичанами и шведами, так как его командный состав был полностью укомплектован англичанами.  

Доски обшивки, размер которых в длину достигал 9 метров и 0,5 в ширину при толщине в 10 сантиметров говорят о том, что это был огромный военный корабль. На дне археологи обнаружили несколько пушек (подаренных Петру I датским королем). 

Портсмут – 54-пушечный линейный корабль, построенный в 1714 году голландскими мастерами по чертежам Петра I. Один из первых линкоров российского флота. Участвовал в боевых походах к берегам Швеции. Затонул в районе острова Котлин в ночь на 1 октября 1719 года. Огромное по тем временам военное судно (почти 40 метров длиной и 11 шириной) возвращалось к Кронштадту вместе с «Лондоном», встало на неизвестную мель и было снесено штормом на глубину. 

В РГА ВМФ удалось обнаружить текст указа Петра I в Адмиралтейств-коллегию, который 17 августа 1722 года предписывал провести поиск останков «Портсмута»: «Оной корабль около того места надлежит искать во глубине». Мы выполнили указ Императора Всероссийского – спустя 293 года. 

Учитывая историческую ценность объекта, на нём планируется проведение масштабных подводных раскопок, ориентированных на подъём всех его фрагментов.

Осваивать Балтику из-за её непредсказуемых погодных условий – непростая задача. Сезон для исследований слишком короток, а количество интересных объектов велико и с каждым годом все пополняется. 

 

Цели и задачи: 
  • Сохранение и преумножение культурного подводного наследия России;
  • Популяризация морской истории;
  • Поиск и обследование затонувших объектов;
  • Подъем и консервация артефактов.
Словосочетание «подводная археология» вызывает в воображении большинства людей картины затопленных городов с руинами зданий, храмов и дворцов, погибшие корабли, стоящие на дне, с висящими с мачт обрывками парусов и, обязательно, сундуки со сверкающими грудами золота и драгоценных камней.
Новости
26 Июля 2015
Гордость мореплавателя – кафтан горчичного цвета – пролежал в балтийской воде три столетия и был поднят на поверхность специалистами Центра подводных исследований РГО, а благодаря таланту реставраторов, предстал перед глазами публики практически в первозданном виде.