В гости к поморам отправилась команда Центра подводных исследований РГО. Мы выходим в горло Белого моря, чтобы обследовать акваторию гидроакустическим способом и провести водолазные погружения на известные и выявленные объекты.
Поморье – по-настоящему морская колыбель России. Жить здесь стали выходцы из Великого Новгорода, Архангельск – центр кораблестроения допетровских времен. Где корабли – там и порт, и рыбный промысел в промышленных масштабах. Крупнейший город на Севере привлекал и русских и иностранцев – кстати, Белое море в ХVII веке Белое море было единственным, где хозяйничали русские мореплаватели. Поморы – опытные моряки – активно бороздили Северный Ледовитый океан и внесли большой вклад в исследование Севера и освоение Аляски.
Наиболее опасной зоной традиционно было горло Белого моря вдоль берега Кольского полуострова. Известно о гибели сотен торговых судов в XVIIIвеке – они были раздавлены льдами или стали жертвами штормов. А в допетровские времена гибло еще больше – и, считая Первую мировую в Великую Отечественную войны, счет может дойти до пары тысяч.
После относительного затишья конца XIX – начала XX века, Архангельск снова стал важным транспортным узлом. В 1914-1918 годы здесь велись активные оборонительные мероприятия, создавались отряды патрулирования и снабжения. В октябре 1914 года на Белое море прибыл купленный канадский ледокол, ставший флагманом флотилии Северного ледовитого океана. Она круглый год обеспечивала доставку грузов. А когда в 1915 году в горле Белого моря подорвался английский пароход, было обнаружено немецкое минное заграждение. Сформировали партию траления, состоящую из реквизированных траулеров и небольших пароходов. Всего за кампанию 1914 года здесь было вытралено 218 мин. Встала необходимость создания своих заграждений – поставили 130 донных мин инженерного ведомства со станцией на острове Мудьюг. А к октябрю в Архангельске учредили временный военный порт для базирования судов флотилии Северного Ледовитого океана и выгрузки доставляемого из-за границы в Россию военного снаряжения.
Поэтому корабли и суда периода Первой мировой войны, конечно, представляют для нас особый интерес. Работают параллельно две группы: на Большом гидрографическом катере с поисковой аппаратурой бороздят акваторию горла Белого моря наши гидроакустики, а со спасательного буксира водолазы ныряют на найденные в прошлом году объекты. После завершения запланированных спусков они отправятся подтверждать находки первой группы – так называемые «донные аномалии».