Горло Белого моря
Экспедиции

Горло Белого моря

6 июля 2018 - 20 июля 2018

Команда ЦПИ РГО отправилась в Мурманскую область на поиски судов, затонувших во время Первой мировой войны.

В гости к поморам отправилась команда Центра подводных исследований РГО. Мы выходим в горло Белого моря, чтобы обследовать акваторию гидроакустическим способом и провести водолазные погружения на известные и выявленные объекты.

Поморье – по-настоящему морская колыбель России. Жить здесь стали выходцы из Великого Новгорода, Архангельск – центр кораблестроения допетровских времен. Где корабли – там и порт, и рыбный промысел в промышленных масштабах. Крупнейший город на Севере привлекал и русских и иностранцев – кстати, Белое море в ХVII веке Белое море было единственным, где хозяйничали русские мореплаватели. Поморы – опытные моряки – активно бороздили Северный Ледовитый океан и внесли большой вклад в исследование Севера и освоение Аляски.

Наиболее опасной зоной традиционно было горло Белого моря вдоль берега Кольского полуострова. Известно о гибели сотен торговых судов в XVIIIвеке – они были раздавлены льдами или стали жертвами штормов. А в допетровские времена гибло еще больше – и, считая Первую мировую в Великую Отечественную войны, счет может дойти до пары тысяч.

После относительного затишья конца XIX – начала XX века, Архангельск снова стал важным транспортным узлом. В 1914-1918 годы здесь велись активные оборонительные мероприятия, создавались отряды патрулирования и снабжения. В октябре 1914 года на Белое море прибыл купленный канадский ледокол, ставший флагманом флотилии Северного ледовитого океана. Она круглый год обеспечивала доставку грузов. А когда в 1915 году в горле Белого моря подорвался английский пароход, было обнаружено немецкое минное заграждение. Сформировали партию траления, состоящую из реквизированных траулеров и небольших пароходов. Всего за кампанию 1914 года здесь было вытралено 218 мин. Встала необходимость создания своих заграждений – поставили 130 донных мин инженерного ведомства со станцией на острове Мудьюг. А к октябрю в Архангельске учредили временный военный порт для базирования судов флотилии Северного Ледовитого океана и выгрузки доставляемого из-за границы в Россию военного снаряжения. 

Поэтому корабли и суда периода Первой мировой войны, конечно, представляют для нас особый интерес. Работают параллельно две группы: на Большом гидрографическом катере с поисковой аппаратурой бороздят акваторию горла Белого моря наши гидроакустики, а со спасательного буксира водолазы ныряют на найденные в прошлом году объекты. После завершения запланированных спусков они отправятся подтверждать находки первой группы – так называемые «донные аномалии». 

цели и задачи
  • ico

    Гидроакустический поиск

  • ico

    Аппаратная съемка ранее известных объектов

  • ico

    Водолазное обследование известных объектов

  • ico

    Заверочные погружения на новые объекты

Данные, собранные в ходе экспедиции в горле Белого моря, будут внесены в единый информационный банк данных – наш проект онлайн-карты подводных пространств России. Это интерактивный ресурс, состоящий из морских карт, съемок многолучевым эхолотом и гидролокатором бокового обзора, подводных видео и фотографий.

команда
Александр  Таракановский
Александр Таракановский

Заместитель исполнительного директора

Водолаз-исследователь, подводный оператор

подробнее
Сумбат  Александров
Сумбат Александров

Водолаз-исследователь

подробнее
Сергей  Бычков
Сергей Бычков

Врач водолазной медицины

подробнее
Алексей  Анищенко
Алексей Анищенко

Пилот ОПА, оператор ТНПА и поискового оборудования

подробнее
Илья  Кораблёв
Илья Кораблёв

Оператор ТНПА и поискового оборудования

подробнее
Андрей  Лукошков
Андрей Лукошков

Научный консультант

подробнее
Андрей  Горшков
Андрей Горшков

Заместитель начальника экспедиционно-исследовательского отдела

Капитан 2 ранга запаса

подробнее