Экспедиция ЦПИ РГО Горло Белого моря
Горло Белого моря
Экспедиции

Горло Белого моря

10 августа 2019 - 30 августа 2019
6 июля 2018 - 20 июля 2018

Команда ЦПИ РГО отправилась в Мурманскую область на поиски судов, затонувших во время Первой мировой войны.

В гости к поморам отправилась команда Центра подводных исследований РГО. Мы выходим в горло Белого моря, чтобы обследовать акваторию гидроакустическим способом и провести водолазные погружения на известные и выявленные объекты.

Поморье – по-настоящему морская колыбель России. Жить здесь стали выходцы из Великого Новгорода, Архангельск – центр кораблестроения допетровских времен. Где корабли – там и порт, и рыбный промысел в промышленных масштабах. Крупнейший город на Севере привлекал и русских и иностранцев – кстати, Белое море в ХVII веке Белое море было единственным, где хозяйничали русские мореплаватели. Поморы – опытные моряки – активно бороздили Северный Ледовитый океан и внесли большой вклад в исследование Севера и освоение Аляски.

Наиболее опасной зоной традиционно было горло Белого моря вдоль берега Кольского полуострова. Известно о гибели сотен торговых судов в XVIIIвеке – они были раздавлены льдами или стали жертвами штормов. А в допетровские времена гибло еще больше – и, считая Первую мировую в Великую Отечественную войны, счет может дойти до пары тысяч.

После относительного затишья конца XIX – начала XX века, Архангельск снова стал важным транспортным узлом. В 1914-1918 годы здесь велись активные оборонительные мероприятия, создавались отряды патрулирования и снабжения. В октябре 1914 года на Белое море прибыл купленный канадский ледокол, ставший флагманом флотилии Северного ледовитого океана. Она круглый год обеспечивала доставку грузов. А когда в 1915 году в горле Белого моря подорвался английский пароход, было обнаружено немецкое минное заграждение. Сформировали партию траления, состоящую из реквизированных траулеров и небольших пароходов. Всего за кампанию 1914 года здесь было вытралено 218 мин. Встала необходимость создания своих заграждений – поставили 130 донных мин инженерного ведомства со станцией на острове Мудьюг. А к октябрю в Архангельске учредили временный военный порт для базирования судов флотилии Северного Ледовитого океана и выгрузки доставляемого из-за границы в Россию военного снаряжения. 

Поэтому корабли и суда периода Первой мировой войны, конечно, представляют для нас особый интерес. Работают параллельно две группы: на Большом гидрографическом катере с поисковой аппаратурой бороздят акваторию горла Белого моря наши гидроакустики, а со спасательного буксира водолазы ныряют на найденные в прошлом году объекты. После завершения запланированных спусков они отправятся подтверждать находки первой группы – так называемые «донные аномалии». 

цели и задачи
  • ico

    Гидроакустический поиск

  • ico

    Аппаратная съемка ранее известных объектов

  • ico

    Водолазное обследование известных объектов

  • ico

    Заверочные погружения на новые объекты

Данные, собранные в ходе экспедиции в горле Белого моря, будут внесены в единый информационный банк данных – наш проект онлайн-карты подводных пространств России. Это интерактивный ресурс, состоящий из морских карт, съемок многолучевым эхолотом и гидролокатором бокового обзора, подводных видео и фотографий.

команда
Александр  Таракановский
Александр Таракановский

Водолаз-исследователь, подводный оператор

Сумбат  Александров
Сумбат Александров

Водолазный специалист

Илья  Кораблёв
Илья Кораблёв

Оператор подводных комплексов

Андрей  Лукошков
Андрей Лукошков

Научный консультант

Кандидат технических наук

Андрей  Горшков
Андрей Горшков

Заместитель исполнительного директора – Начальник экспедиционно-исследовательского отдела

Капитан 2 ранга запаса