Открывая «Эстебрюгге»
все новости

Открывая «Эстебрюгге»

В День водолаза 5 мая команда Центра подводных исследований РГО завершила экспедицию на сторожевой корабль кайзеровского флота.

Ох уж эта майская погода. 10 дней, которые специалисты ЦПИ РГО обследовали океанский рыболовецкий паровой траулер 1907 года постройки, выдались нелегкими. А объект нашего интереса, лежащий на глубине 24 метра северо-западнее Котлина, пытался скрыться за завесой ила. Тем не менее, цели экспедиции 2018 года выполнены. «Эстебрюгге» исследователям все-таки открылся.

1918 год, идет Первая мировая война, Советская Россия из нее вышла, но Германия оккупирует Финляндию, и на Балтике немецкие корабли подбираются вплотную к Кронштадту. Чтобы не подпускать неприятеля к стратегическим объектам, принято решение поставить минное заграждение перед островом Котлин. Только что сформированный Рабоче-крестьянский Красный флот задание выполнил, но первую свою победу…проглядел. 

На самом деле, 2 сентября 1918 года в минное заграждение попал вспомогательный сторожевой корабль кайзеровского флота «Эстебрюгге». Дежурные пропустили момент, когда неприятельское судно наскочило на мину, и в рапортах, и, соответственно, в советских архивах, нет ни слова о происшествии. О победе Красвоенморов удалось узнать только в немецких архивах.

Специалисты ЦПИ РГО нашли этот пароход случайно, пока шли в другую экспедицию. Гидроакустическая аппаратура показала донную аномалию с очень четкими контурами и тенями. Коллеги и волонтеры в то время собирали информацию о минных заграждениях Первой мировой войны, а немецкие коллеги поделились информацией о затонувших в этот период в Финском заливе кораблях. Сверив координаты, полученные нами, с архивными – аномалию предварительно идентифицировали как «Эстебрюгге». И первое же погружение подтвердило наше предположение. 

В этом году гидроакустики с помощью новой техники сняли кайзеровский корабль во всех деталях. Досконально видны не только разрушения на корме, но и, например, подъем линии грунта вдоль борта затонувшего корабля. Такие точные модели помогают изучить судно не только «наземным» специалистам, но и водолазам перед погружением – ведь видимость в полметра под водой не позволяет с легкостью ориентироваться. А, вспоминая съемку с многолучевого эхолота, восстановить общую картину, находясь на глубине, гораздо легче.

Результаты обследования корпуса «Эстебрюгге» водолазным способом позволяют говорить об ухудшении состояния корабля. Сильное течение, несущее взвесь по поверхности судна, буквально стирает металлические конструкции. 

С борта затонувшего в сентябре 1918 года парохода наша команда подняла столетние артефакты: якорь, компас с окантовкой и нактоузом, бинокль, лампу и навигационный фонарь. Они отправились в консервационную мастерскую – после обработки и действий по сохранению нынешнего состояния предметов, они поступят в коллекцию Музея истории Кронштадта.

команда
Игорь  Галайда
Игорь Галайда

Водолаз-исследователь, подводный оператор

подробнее
Иван  Галайда
Иван Галайда

Водолаз-исследователь, подводный оператор

подробнее
Виктор  Булгаков
Виктор Булгаков

Врач водолазной медицины (спецфизиолог)

подробнее
Сергей  Бычков
Сергей Бычков

Врач водолазной медицины (спецфизиолог)

подробнее
Алексей  Дурас
Алексей Дурас

водолаз-исследователь, судоводитель, стропальщик

подробнее
Алексей  Анищенко
Алексей Анищенко

Пилот обитаемых и необитаемых подводных аппаратов

подробнее
Александр  Приходченко
Александр Приходченко

Пилот обитаемых подводных аппаратов

подробнее
Олег  Медведев
Олег Медведев

Водолаз-исследователь, судоводитель

подробнее