«ArBioMe» – комплексная экспедиция по изучению Мессинского пролива. Объединившись, специалисты Университета Мессины (Сицилия) и гидронавты U-Boat Malta буквально прочесали водораздел между материковой Италией и островом Сицилия. Исследовали не только затонувшие в проливе корабли и суда, но и рельеф дна, мощные течения, флору и фауну Мессинского пролива.
Мессина – порт, жители которого до сих пор с благодарностью вспоминают русских моряков. И вот, почему: в 1908 году случилось землятрясение, которое вызвало 3 серьезных цунами, обрушившихся на прибрежные города. Мессину буквально смыло, разрушения оказались чудовищными. В это время в другом Сицилийском порту – Аугуста – стояли корабли Балтийского флота, участвовавшие в учениях в Средиземном море. Русские моряки первыми пришли на помощь горящему городу. Балтийская эскадра извлекла из-под завалов более 2 тысяч пострадавших и переправила их в ближайшие материковые госпитали Неаполя, Палермо и Сиракуз. Надо ли говорить, что современные сицилийцы до сих пор с уважением относятся ко всему российскому?
Во время печальных событий 1908 года в проливе и порту Мессины погибли в том числе и российские корабли и суда. Поэтому к их изучению было решено привлечь наших специалистов. Коллеги пригласили Центр подводных исследований РГО присоединиться к обследованию затонувших объектов. Мы позвали наших орлят-гидронавтов – выпускников пилотной смены на базе ВДЦ «Орлёнок». Вместе с ребятами мы приняли участие в научной конференции, посвященной целям и задачам экспедиции, погрузились на дно пролива в обитаемых подводных аппаратах, научились жить и работать на настоящем исследовательском судне, снялись в кино и побывали в нескольких сицилийских городах.
Одним из объектов, которые мы увидели через прозрачный обитаемый корпус, стало паровое судно Императорского флота «Продуголь». Стометровый углевоз лежит на глубине 62 метра, известно о нем немногое: судно было куплено Российской Империей в начале XX через третьи руки – возможно, у французов или англичан. Углевоз встал на якорь в Мессинском проливе для ремонта и дооснащения, после чего должен был идти в первый рейс на Черное море. «Продуголь» приобрели для пополнения рядов вспомогательного флота – он возил топливо. Но судну не суждено было войти в воды Российской Империи – оно простояло в порту Мессины до конца 1908 года и было перевернуто разрушительной волной.
Одним из итогов экспедиции станет фильм про Мессинскую катастрофу. А пока в Университете этого сицилийского города специалисты обрабатывают данные гидроакустики и пробы грунта и флоры. Вот так, у нас на глазах, может поменяться представление о легендарном проливе.
Кстати, с полной уверенностью можем заявить. Сциллы и Харибды, которые по «архивным» мифическим данным охраняют Мессинский пролив, специалистами не обнаружено.