«Джигит» – герой покорения Дальнего востока. Его история началась 23 июня 1856 года, когда, спущенный со стапелей в Архангельске корабль, взял курс на Петербург. Здесь его определили в первый Амурский отряд, который отправился исследовать только что присоединенные к Российской империи Амурскую область и Уссурийский край. За три года экспедиции было совершено немало географических открытий – о них напоминают названия «бухта Джигит», «гора Джигитская» и «залив Майделя», получивший имя в честь капитана судна.
На этом славный период службы клипера оборвался. По возвращении в Петербург выяснилось, что эпоха деревянных кораблей подходит к концу. Флот усиленными темпами пополняли броненосцами – и денег на ремонт «Джигита» так и не нашли. Спустя три года его списали. А 2 июля 1869 года на Транзундском рейде Балтийская эскадра демонстрировала Александру II свою отличную выучку и навыки стрельбы на старых кораблях. Среди других «мишеней» был затоплен и наш парусно-винтовой клипер.
Водолазы Центра подводных исследований РГО совершили десятки погружений в холодную и темную балтийскую воду, чтобы оценить состояние корабля. Динамика разрушения корпуса неутешительна. Конечно, клипер и так пострадал от тренировки артиллеристов, но за последние годы скорость деструктивных процессов увеличилась. Чтобы внести «Джигит» в реестр затонувших кораблей и сохранить максимально полную информацию о нем, наши подводные операторы создают фотопланы объекта из сотен кадров, которые складывают в точное изображение клипера на дне Финского залива. Осложняла процесс видимость всего в полтора метра. Хотя, как правило, вода в капризной Балтике становится относительно прозрачной именно в зимний период, водолазов в этот раз ожидал сюрприз.
Другим сюрпризом стал, конечно, мороз в -25С. Работать на открытом пространстве, в ледяной воде при такой температуре – не самое легкое занятие. Снаряжение на поверхности может обледенеть и стать хрупким. Но наша водолазная группа благодаря такой погоде отработала все аспекты проведения ледовых экспедиций. Вердикт – мы к морозам готовы!
Также наши специалисты обследовали новые объекты на Транзундском рейде. На Пильском фарватере найдены останки деревянных кораблей. Теперь нам предстоит понять, к какому периоду относятся специально затопленные в качестве заграждений суда.