Новые подробности в истории гибели "Армении"
все новости

Новые подробности в истории гибели "Армении"

Санитарно-транспортное судно в последнем рейсе сопровождали советские истребители. Новую информацию удалось обнаружить в архивных документах

7 ноября 1941 года госпитальное судно «Армения» вышло из Ялты в сопровождении двух самолетов И-153. Ранее исследователи расходились во мнениях, участвовали ли в последнем рейсе теплохода авиация и сторожевые катера. В опубликованных архивных документах значились один или два малых охотника, а о поддержке с воздуха имелись только косвенные данные. 

Архивариус ЦПИ РГО Галина Гребенщикова и военный историк Александр Скробач при содействии Центрального архива Министерства обороны России установили: «Армению» в последнем рейсе однозначно прикрывали с воздуха.

Мы уже упоминали противоречивую информацию, которую исследователи находят в архивных документах, связанных с трагедией санитарно-транспортного судна. Например, Оперативные сводки Штаба ВВС Черноморского флота указывают на то, что наша авиация в тот день не летала по причине плохой погоды. 

Однако в Журнале боевых действий ВВС и ПВО Черноморского флота, которые удалось изучить нашей команде, записано, что утром 7 ноября 1941 года пришел приказ прикрывать «Армению» во время стоянки в Ялте и при движении из порта в сторону Кавказа. Звено И-153 сопровождало госпитальное судно. Причем летчики доложили, что «Армения» была атакована U-88, две бомбы попали в корпус корабля ближе к носу.

Эта информация подтверждается визуальными свидетельствами. На подводных кадрах обследования теплохода от апреля 2020 года видно, что наибольшие разрушения палуб и надстройки сконцентрированы именно в носовой части. А следов от попадания торпед, которыми была атакована «Армения» по официальной версии, на корпусе нет.

В Журнале также указано, что советские истребители пытались догнать «Юнкерс» и обстреливали его из пулеметов, но врагу удалось скрыться. Следов транспорта на поверхности моря к это моменту уже не наблюдалось. Была организована поисковая операция, но она не привела к каким-либо результатам. 

Эти и другие данные, проливающие свет на историю последнего рейса теплохода «Армения», были озвучены на пресс-конференции ЦПИ РГО, посвященной запуску информационно-мемориального портала teplohodarmenia.ru Мы приглашаем всех, кто имеет отношение к этой трагедии, поделиться своими историями. Мы хотим собрать народный список пассажиров «Армении», и уверены – сделать это можно только совместными усилиями. Истории станут основой Книги Памяти и документального фильма.

Полную версию встречи с журналистами в условиях пандемии смотрите на нашем Youtube-канале.

 

команда
Сергей  Фокин
Сергей Фокин

Исполнительный директор Центра подводных исследований Русского географического общества – заместитель начальника Экспедиционного центра Министерства обороны Российской Федерации

Пилот обитаемого подводного аппарата, водолаз-исследователь

подробнее