«Колёсник» начала XX века изучают в Прикамье
«Колёсник» начала XX века изучают в Прикамье
все новости

«Колёсник» начала XX века изучают в Прикамье

Команда ЦПИ РГО приняла участие в обследовании парохода «Вера Фигнер»

16–18 декабря 2020 года специалисты Центра подводных исследований РГО провели в Перми, где в ноябре этого года на дне реки Сылвы дайверы из клуба «Safety Stop» обнаружили затонувший более 50 лет назад пароход «Вера Фигнер».

«Вера Фигнер» – один из последних колесных пароходов начала XX века. Судно было построено в 1904 году в Муроме на заводе Валенкова и первоначально называлось «Екатерина». После банкротства первого хозяина его приобрело элитное пароходство известной нижегородской судовладелицы М.К. Кашиной. Внутреннее пространство было перестроено под пассажирские каюты, а сам «колёсник» обрел новое имя – «Харитина», по имени дочери Кашиной. В 1915 году, во время Первой мировой войны, салон судна переоборудовали для перевозки солдат, скота и военных грузов. В 1921 году внутреннее пространство парохода было изменено в четвертый раз: все каюты разрушили окончательно, чтобы увеличить вместительность. В 1928 году пароход стал носить имя революционерки Веры Фигнер.

Пароход «Вера Фигнер», архивное фото

В годы Великой Отечественной судно перевозило грузы и раненых. Особенно важную роль оно сыграло во время навигации 1941–1942 года, когда участвовало в эвакуации на Урал детей, в том числе – из осажденного Ленинграда. Так, учеников ленинградской школы № 300 в августе 1941 года отправляли с Московского вокзала в Пермский край, но поезд доехал лишь до Ярославской области: немцы, подходя к Москве, разбомбили станцию Станилово. Оставался единственный путь спасения – по воде. Пароход «Вера Фигнер» ходил тогда по Волге и Каме, и в этот раз должен был перевезти на Урал детей из интерната и детского сада. Ленинградских школьников, оставшихся без теплой одежды и запасов еды, забрали фактически случайно, прямо перед отплытием. Одна из спасенных тогда учениц, Людмила Александровна Трубникова, до сих пор живет в Пермском крае.

После войны судно занималось грузопассажирскими перевозками на небольшие расстояния. Пароход был списан в 1960 году и затонул в 1966 году во время зимней стоянки.

Пароход «Вера Фигнер», фото из архива Пермского филиала Волжского института речного транспорта

Пермские дайверы решили обследовать найденное судно и пригласили специалистов ЦПИ РГО поучаствовать в экспедиции. Наша команда посетила ледовый лагерь на Сылве и совершила несколько погружений для изучения состояния парохода. Водолазы Центра подводных исследований РГО посоветовали пермским коллегам, на что стоит обратить внимание при проведении подводно-технических и археологических работ, а также дали рекомендации, касающиеся фото- и видеофиксации объекта. Уже этой зимой пермяки начнут расчищать пароход от ила, скопившегося более чем за полвека.

Дальнейшие перспективы изучения судна обсуждались и на круглом столе, в котором участвовали представители администрации Пермского края, члены местного отделения Российской академии наук и команда ЦПИ РГО. Пермские дайверы планируют продолжить работы силами местных специалистов, однако возможно придется привлечь коллег из других регионов.

Прикамье – новая и интересная для Центра подводных исследований РГО территория. Особенности климата позволяют проводить здесь зимние экспедиции и подледные работы. Кроме того, согласно архивным данным, тут могут быть найдены не только суда различных эпох, но и затопленные исторические поселения.

Дайверы Пермского края ответственно и заинтересованно подошли к изучению парохода «Вера Фигнер». Мы думаем, что это начало плодотворной дружбы.

 

 

 

команда
Сергей  Фокин
Сергей Фокин

Исполнительный директор Центра подводных исследований Русского географического общества

Пилот обитаемого подводного аппарата, водолаз-исследователь

Александр  Таракановский
Александр Таракановский

Водолаз-исследователь, подводный оператор

Сумбат  Александров
Сумбат Александров

Водолазный специалист

Марина  Давыдова
Марина Давыдова

Начальник службы массовых коммуникаций

Пресс-секретарь Центра подводных исследований РГО

Андрей  Горшков
Андрей Горшков

Заместитель исполнительного директора – Начальник экспедиционно-исследовательского отдела

Капитан 2 ранга запаса

Павел  Кошкин
Павел Кошкин

Водолаз-исследователь, подводный оператор