И снова мы вернулись в объятия родной Невы!
Вот уже пять лет мы изучаем дно реки, которая на протяжении столетий была главным водным проспектом Петербурга. Наша цель — найти памятники истории. Мы ищем затонувшие корабли и суда для их дальнейшего обследования и идентификации.
С помощью многолучевого эхолота мы «прочесали» более 90 % дельты Невы в пределах города. И засекли почти две сотни гидроакустических аномалий. Многие объекты перспективны для дальнейшего изучения. Среди них — останки деревянных судов. Парусники, баржи, барки, которые везли в Петербург гранит для облицовки набережных. На дне также встречаются речные буксиры, небольшие пароходы и фрагменты разрушенных во время наводнения причалов.
В этом году специалисты Центра обнаружили несколько затонувших объектов. Причем в одном месте останки двух судов оказались нагромождены друг на друга. Каждое из них достигает в длину примерно 40 метров. Предназначались они для перевозки леса — вокруг разбросаны бревна. Деревянные баржи конца XIX — начала XX века были привязаны к одному бую.
«Это плавучая бочка для швартовки судов — в размерах порядка 1,5 м на 2,5 м, а может даже на 3. Никаких опор или того, на что бы эта бочка опиралась, нет. В принципе, если мы эти суда сейчас разгребем, то бочка всплывет, и за нее можно будет снова швартоваться», — поделился впечатлениями от находки исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин.
Вероятно, из-за этой бочки — плавучего якоря — суда и пошли ко дну. По мнению директора по научной работе НЦПИ Андрея Лукошкова, они погибли в 1924 году в результате наводнения. Скорее всего, привязанные к бую баржи сильно накренились под натиском стихии, вода стремительно проникла внутрь, и они затонули.
Водолазное обследование обнаруженных на дне судов продолжится по погодным условиям. Отметим, что Нева — не самая удобная для проведения поисковых работ акватория. Это довольно оживленная «магистраль»! Летом по ней проходят многочисленные туристические теплоходы и катера, а зимой осложняет спуски нестабильный лед. Медленно, но верно мы движемся к своей цели, пополняя коллекции музеев новыми артефактами.
Исследования акватории Невы проводятся при поддержке ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург».