Правдивая история «Армении»
все новости

Правдивая история «Армении»

Обследование теплохода позволило восстановить трагические события. Идентификацию судна провели специалисты ЦПИ РГО

В марте 2020 года у берегов Крыма силами Министерства обороны России с помощью гидролокатора бокового обзора обнаружен корпус затонувшего судна, совпадающий своими габаритами с характеристиками теплохода «Армения». Для проведения идентификации был привлечен Центр подводных исследований Русского географического общества. 

Стоит отметить, что магнитная аномалия в этой точке была зафиксирована военными специалистами еще в 2017 году, и она находится довольно близко к официально опубликованным «приблизительным координатам места гибели». 

Справка

Теплоход «Армения» проекта «Аджария» был построен в 1928 году в Ленинграде. Судно пассажировместимостью 950 человек было перестроено под санитарный транспорт в Одессе в 1941 году. Вместо части кают были организованы операционные и перевязочные, предполагалось брать порядка 400 раненых. По одной из версий, на бортах были нарисованы красные кресты международное обозначение госпитального судна. По другой версии, теплоход был покрашен в серый «военный цвет», а на палубе стояли четыре орудия 21-K.

6 ноября 1941 года в Севастополе на борт поднялись несколько тысяч человек: жители города, пациенты, врачи и персонал нескольких госпиталей, часть партийного руководства Крыма, руководства пионерлагеря «Артек» и их семьи. В панике эвакуации точных подсчетов никто не вел. 

Судя по опубликованным данным, «Армения» вышла из порта Севастополя, зашла в Балаклаву и в Ялту. Только к утру дождались пассажиров и груз. Несмотря на запрет, теплоход вышел в сторону Туапсе в сопровождении двух сторожевых катеров не дожидаясь темноты. Через несколько часов был атакован вражеской авиацией и затонул за 4 минуты. Из всех пассажиров (от 5 000 до 10 000 человек) выжили единицы.

Официальные данные о гибели «Армении» содержат много белых пятен, а координаты – только приблизительные. С начала 2000-х поиски начал Департамент морского наследия Украины. В 2006 году был привлечен Институт океанографии и океанологии США во главе с Робертом Баллардом, в свое время нашедшим «Титаник». Институт археологии НАН и вооруженные силы Украины использовали обитаемый подводный аппарат наряду с гидроакустикой. В 2009 году в обследовании квадрата был задействован ТНПА. Во время этих масштабных исследований были обнародованы и рабочие, и совершенно фантастические теории, найдено невероятное количество объектов, но не «Армения». 

Несколько групп отечественных исследователей в последние годы утверждали, что нашли теплоход в другом квадрате. Они предполагали, что «Армения» могла возвращаться в Севастополь. Они неоднократно публиковали в СМИ информацию о находках, сопровождая их данными аппаратного поиска. Однако эта версия не подтвердилась. Идентификация найденных ими объектов еще предстоит. 

Экспедиция 2020 года

В апреле текущего года для идентификации обнаруженного объекта были привлечены специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества. Также был приглашен священник Новороссийской военно-морской базы Протоиерей Кирилл, который провел молебны перед выходом в море и перед началом работ.

Для детального обследования объекта, находящегося в 15 морских милях от берега на глубине 1 500 метров, был применен телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) отечественного производства серии «РТ», что позволило получить первые видеокадры. Непрерывное обследование корпуса подводным роботом продолжалось 6 часов. 

Объект стоит на ровном киле курсом 220 единым фрагментом. Корпус судна покрыт слоем ила, но не имеет очевидных пробоин, что исключает вероятность гибели от попадания торпед, о чем сообщала официальная версия. «При этом надстройки и палубы имеют явные и ужасающие следы разрушений – леерные ограждения и другие вертикальные элементы вывернуты наружу. Скорее всего это последствия взрывов от попадания авиационных бомб. Основные повреждения пришлись на среднюю и носовую часть надстройки ближе к левому борту, что может свидетельствовать об авиационном бомбометании по курсу движения судна, т.е. фашистские самолёты заходили на атаку с кормы», – рассказал участник экспедиции исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин.

По официальным данным «Армения» затонула всего за 4 минуты. На исследуемом судне обнаружены признаки, подтверждающие, что уход под воду действительно был стремительным – часть иллюминаторов не разбиты, а вдавлены внутрь целиком. Это означает, что, к моменту ухода корпуса на большую глубину, внутри судна еще оставались «воздушные карманы». 

Это точно «Армения»

Идентификация судна может быть произведена по набору признаков – прямых или косвенных. К косвенным относятся габариты, характерные элементы надстроек, конструкций и ограждений, отмеченные в чертежах и архивных данных. Прямыми признаками называют указания имени судна или закладные таблички. Большой удачей для подводных исследователей считается обнаружение судового колокола с именем корабля. Как правило они изготавливаются из цветных металлов и мало подвержены коррозийным процессам. 

Подводный робот спускался на объект семь раз. При этом судно-носитель меняло свое положение, чтобы избежать запутывания кабеля робота. 

Осмотр найденного корпуса начался с центральной части левого борта с движением в сторону кормы. Еще при первом подходе к судну на дне были обнаружены фрагменты палубы и иных элементов. При осмотре самого борта были отмечены характерные признаки теплохода «Армения» – расположение палуб и своеобразные проемы в леерных ограждениях. 

В третий спуск ТНПА был направлен на осмотр носа судна, где должно было располагаться название. По сравнению с центральной частью, нос поврежден не так сильно. Название не сохранилось, так как было нанесено краской (как и на корме). Но, к удивлению исследователей, уцелела стойка судового колокола, а рядом и сам колокол. Более того, он упал надписью вверх. Сомнений нет, на подводных кадрах четко читается надпись «Армения». 

В последующие погружения были осмотрены правый борт и корма судна. Там был обнаружен фрагмент резервного штурвального колеса, который является одним из косвенных признаков для идентификации. Кстати, его хорошо видно на кадрах художественного фильма «Сокровища затонувшего корабля» (режиссёры Владимир Браун и Исаак Менакер, киностудия Ленфильм, 1935 год), в котором теплоход «Армения» снялся в роли самого себя. 

В завершающее погружение робот снова вернулся на левый борт, но уже в район ходового мостика, куда и пришлись основные удары бомб. Степень разрушения судна такова, что не представляется возможным определить количество погубивших «Армению» взрывов. Обилие висящих тросов, веревок и торчащих металлических фрагментов не позволило ни подтвердить, ни опровергнуть наличие на момент гибели на борту санитарно-транспортного судна «Армения» легких пушек. 

Одна история завершена

Различные команды и ведомства в течение 20 лет искали неуловимый теплоход. Теперь «Армения» найдена. Удалось это благодаря систематической работе, которую проводило Министерство обороны РФ, опытным специалистам и серьезной технической подготовке. Конечно, еще предстоит детальное обследование судна.

Настает очередь следующей истории. Информация, полученная в ходе экспедиции 2020 года, позволяет реконструировать события одной из крупнейших трагедий морской истории. Центр подводных исследований РГО уже запустил производство документального фильма о судьбе и исследовании теплохода.

Над местом гибели «Армении» Протоиерей Кирилл отслужил панихиду по погибшим пассажирам и экипажу судна, им отдали воинские почести: в память о жертвах на воду был спущен венок и произведены три залпа траурного салюта.

Хочется верить, что глубина 1 500 метров сможет надежно сохранить покой усопших от незаконных посягательств любителей сенсаций и искателей сокровищ. 

По вопросам информационного освещения исследования – пресс-секретарь ЦПИ РГО Марина Давыдова m.davydova@urc-rgs.ru