16–18 декабря 2020 года специалисты Центра подводных исследований РГО провели в Перми, где в ноябре этого года на дне реки Сылвы дайверы из клуба «Safety Stop» обнаружили затонувший более 50 лет назад пароход «Вера Фигнер».
«Вера Фигнер» – один из последних колесных пароходов начала XX века. Судно было построено в 1904 году в Муроме на заводе Валенкова и первоначально называлось «Екатерина». После банкротства первого хозяина его приобрело элитное пароходство известной нижегородской судовладелицы М.К. Кашиной. Внутреннее пространство было перестроено под пассажирские каюты, а сам «колёсник» обрел новое имя – «Харитина», по имени дочери Кашиной. В 1915 году, во время Первой мировой войны, салон судна переоборудовали для перевозки солдат, скота и военных грузов. В 1921 году внутреннее пространство парохода было изменено в четвертый раз: все каюты разрушили окончательно, чтобы увеличить вместительность. В 1928 году пароход стал носить имя революционерки Веры Фигнер.
Пароход «Вера Фигнер», архивное фото
В годы Великой Отечественной судно перевозило грузы и раненых. Особенно важную роль оно сыграло во время навигации 1941–1942 года, когда участвовало в эвакуации на Урал детей, в том числе – из осажденного Ленинграда. Так, учеников ленинградской школы № 300 в августе 1941 года отправляли с Московского вокзала в Пермский край, но поезд доехал лишь до Ярославской области: немцы, подходя к Москве, разбомбили станцию Станилово. Оставался единственный путь спасения – по воде. Пароход «Вера Фигнер» ходил тогда по Волге и Каме, и в этот раз должен был перевезти на Урал детей из интерната и детского сада. Ленинградских школьников, оставшихся без теплой одежды и запасов еды, забрали фактически случайно, прямо перед отплытием. Одна из спасенных тогда учениц, Людмила Александровна Трубникова, до сих пор живет в Пермском крае.
После войны судно занималось грузопассажирскими перевозками на небольшие расстояния. Пароход был списан в 1960 году и затонул в 1966 году во время зимней стоянки.
Пароход «Вера Фигнер», фото из архива Пермского филиала Волжского института речного транспорта
Пермские дайверы решили обследовать найденное судно и пригласили специалистов ЦПИ РГО поучаствовать в экспедиции. Наша команда посетила ледовый лагерь на Сылве и совершила несколько погружений для изучения состояния парохода. Водолазы Центра подводных исследований РГО посоветовали пермским коллегам, на что стоит обратить внимание при проведении подводно-технических и археологических работ, а также дали рекомендации, касающиеся фото- и видеофиксации объекта. Уже этой зимой пермяки начнут расчищать пароход от ила, скопившегося более чем за полвека.
Дальнейшие перспективы изучения судна обсуждались и на круглом столе, в котором участвовали представители администрации Пермского края, члены местного отделения Российской академии наук и команда ЦПИ РГО. Пермские дайверы планируют продолжить работы силами местных специалистов, однако возможно придется привлечь коллег из других регионов.
Прикамье – новая и интересная для Центра подводных исследований РГО территория. Особенности климата позволяют проводить здесь зимние экспедиции и подледные работы. Кроме того, согласно архивным данным, тут могут быть найдены не только суда различных эпох, но и затопленные исторические поселения.
Дайверы Пермского края ответственно и заинтересованно подошли к изучению парохода «Вера Фигнер». Мы думаем, что это начало плодотворной дружбы.