Колокол «Армении» поднят с глубины 1500 метров
все новости

Колокол «Армении» поднят с глубины 1500 метров

В рамках экспедиционного выхода Министерства обороны РФ и Центра подводных исследований РГО поднят судовой колокол теплохода «Армения».

Сенсационным перевыполнением плана завершена подводно-исследовательская экспедиция по изучению затонувшего санитарно-транспортного судна «Армения», на котором погибли более 4500 человек. С глубины 1500 метров поднят судовой колокол с выбитым на нем названием «Армения». 

Теплоход «Армения» был обнаружен и идентифицирован в 2020 году в 15 морских милях от Ялты на глубине 1500 метров. Обследование проводилось телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом (ТНПА). С его помощью были получены первые видеокадры затонувшего объекта, а, самое главное, – в носу судна под своей штатной стойкой был обнаружен судовой колокол, на котором отчетливо читалось название теплохода. Он стал неопровержимым признаком, позволившим нам однозначно идентифицировать затонувшее судно.

В ходе первичного обследования был осмотрен весь периметр теплохода, подтверждена наша версия об атаке самолетами-бомбардировщиками, а не торпедоносцами, как утверждалось ранее во многих источниках. Однако возможности штатной камеры подводного робота не позволяли рассмотреть объект детально, и многие существенные факты все ещё оставались нераскрытыми.

Исследование теплохода было решено продолжить. Министерство обороны РФ изыскало возможности для повторного экспедиционного выхода. Центром подводных исследований РГО была изготовлена автономная система видеосъемки высокого качества, которую мы установили на ТНПА в дополнение к штатной камере. Таким образом команда действительно получила возможность детально рассматривать затонувшее судно для восстановления картины произошедшего.

Во время второго выхода исследователи увидели на корме правого борта артиллерийское орудие 21-К. Кроме того, на правом борту «Армении» отсутствовали шлюпки! Сразу же стало понятно, что причина тому – не разрушения от взрыва или времени. Все шлюпбалки правого борта развёрнуты в положение «за борт», а канаты обрублены. Важным пояснением является тот факт, что на каждой палубе шлюпки размещались в два ряда: нижний ряд на кильблоках стоял непосредственно на палубе, а верхний – на подвесах шлюпбалок. В дополнение к этому, во второй экспедиционный выход удалось осмотреть погрузочные люки (носовой и кормовой). Они оказались открыты настежь. Совокупность этих наблюдений поставила под сомнение расхожую архивную информацию, что «Армения» ушла под воду за 4 минуты. По практике, спуск на воду двух рядов шлюпок с людьми на борту не может занимать менее 20 минут. А открытые люки подтверждают тот факт, что команда и пассажиры теплохода искали спасения всеми возможными способами. 

Что же стало с людьми, севшими в шлюпки, и какова их судьба? На эти вопросы экспедиционные выходы ответа не дадут. Именно поэтому сразу после обнаружения судна Центром подводных исследований РГО был запущен социальный проект «Теплоход «Армения». Вспомнить всех», получивший поддержку Фонда президентских грантов. Целью проекта являются: 

  • проведение подводных исследований с целью вскрытия подлинных исторических событий;
  • масштабные архивные изыскания;
  • составление максимально полного списка погибших на теплоходе и издание «Книги памяти»;
  • широкое информационное освещение правдивой версии гибели теплохода.

Центр подводных исследований РГО обращается ко всем людям, в чьих семьях хранится информация о родственниках, погибших на теплоходе «Армения» или не попавшим на злополучный рейс по стечению обстоятельств, с просьбой передать их истории исследователям. Для сбора народного списка погибших создан портал teplohodarmenia.ru, на который можно загрузить имеющиеся фотографии, документы, и написать все, что известно о судьбе пассажиров теплохода. 

Во второй экспедиционный выход к месту гибели теплохода «Армения» в апреле 2021 года осмотр всего корпуса судна с применением камеры высокой четкости закончить не удалось по погодным условиям. Для завершения работ был предпринят еще один, третий, экспедиционный выход, который состоялся в мае 2021 года. В ходе завершающего этапа полевых исследований был максимально учтен опыт, полученный в ходе предыдущих погружений.

Был детально осмотрен левый борт судна, а также, опираясь на данные, полученные в результате камеральной обработки, мы повторно обследовали часть кормы, носа и правого борта.

По результатам погружений ТНПА были обнаружены еще 2 орудия 21-К, одно на корме с левого борта, второе – на носу с левого борта. Также удалось обнаружить станину носового орудия правого борта, однако, само орудие найти не удалось. При осмотре левого борта также не обнаружено ни одной шлюпки, что подтверждает выводы, сделанные в ходе предыдущих выходов. Погрузочные люки левого борта также открыты.

Детально удалось рассмотреть и проанализировать повреждения надстройки судна от попадания авиабомб, что позволит по результатам анализа материала восстановить ход атаки с высокой точностью.

Завершающим аккордом стала успешная операция по подъему судового колокола с носовой части теплохода «Армения». Операция проходила в несколько этапов. Сначала зона расположения колокола была детально обследована для выработки методики его захвата и эвакуации с борта объекта. Сложность состояла в том, что колокол находился под своей штатной стойкой, что существенно ограничивало варианты похода аппарата к нему, и затрудняло и без того сложную задачу, нетипичную для данного класса техники. Специально для ее выполнения прямо на борту было изготовлено захватное устройство, обеспечивающее прикрепление поднимаемого объекта к раме аппарата посредством троса. 

Далее была предпринята попытка зацепа колокола, не увенчавшаяся успехом – захватное устройство требовало доработки. На следующем погружении после 1,5 часов работ объект был наконец-то зацеплен. Во время подъема ТНПА у исследователей не было возможности контролировать состояние подвешенного к аппарату колокола, и даже его наличие. Какое облегчение испытала команда, увидев его на поверхности!

После успешного завершения операции колокол прошел первичные консервационные процедуры, а чуть позже он был передан специалистам ЦПИ РГО для полноценной реставрации, которая производится в настоящий момент.

Колокол имеет массу около 32 кг и диаметр 380 мм при высоте 390 мм. Анализ состава металла показал, что он изготовлен из оловянистой бронзы. Объект имеет классическую церковную форму, как и все судовые колокола тех времен. Язычок утрачен со временем, так как был изготовлен из черного металла. На колоколе выбита надпись «АРМЕНИЯ». Предполагается, что объект станет центральной частью кенотафа жертв теплохода «Армения».

По вопросам информационного освещения: пресс-секретарь ЦПИ РГО Марина Давыдова, тел. +7 921 906-91-22, m.davydova@urc-rgs.ru

 

команда
Сергей  Фокин
Сергей Фокин

Исполнительный директор Центра подводных исследований Русского географического общества

Пилот обитаемого подводного аппарата, водолаз-исследователь

подробнее
Михаил  Миронов
Михаил Миронов

Специалист по эксплуатации подводного оборудования

подробнее
Степан  Кичко
Степан Кичко

Начальник проектно-инженерного отдела

подробнее
Александр  Поляшов
Александр Поляшов

Руководитель направления проектной деятельности проектно-инженерного отдела

подробнее
Алексей  Шабарин
Алексей Шабарин

Оператор

подробнее