ЦПИ РГО передал отреставрированный компас российской подводной лодки «Сомъ» в надёжные руки! Редкий артефакт принял с благодарностью Центральный Военно-морской музей имени императора Петра Великого.
Построили субмарину на американской верфи в 1901–1902 гг. Тогда она носила название «Fulton». Спустя три года ее выкупила Россия. Так подлодка попала в Кронштадт, где получила новое имя — «Сомъ». А позже была доставлена в Петербург на переоснащение.
Длина корабля составляла 19,3 м, ширина — 3,58 м. Даже несмотря на скромные габариты, субмарина обладала отличными тактико-техническими характеристиками. Однокорпусная подводная лодка водоизмещением 105 т могла развивать скорость в надводном положении до 8,5 узлов, а под водой — до 6 узлов. Кроме того, она погружалась на глубину до 30 метров.
В 1904 году «Сомъ» прибыл во Владивосток и вошёл в Отдельный отряд миноносцев. Субмарина участвовала в Русско-японской войне под командованием лейтенанта князя Владимира Трубецкого. И пугала противников только одним своим появлением. Примечательно, что именно «Сомъ» первым прорвался через противолодочные сети и смог пройти подо льдом.
Позже «Сомъ» состоял на боевом дежурстве на Черноморском флоте. А в начале Первой мировой войны подлодку в экстренном порядке переправили к Аландским островам Балтийского моря. Там она и погибла.
Произошло это 10 мая 1916 года во время очередного боевого дежурства. Однако обстоятельства гибели до сих пор сложно доподлинно установить. По одной версии, субмарина шла на перископной глубине параллельно шведскому пароходу и резко к нему повернула. Манёвр привёл к столкновению. Но есть также предположение, что подлодку протаранили сознательно, опасаясь досмотра.
«Сомъ» затонул на глубине 88 метров. Погиб весь боевой экипаж — два офицера и 16 нижних чинов.
Обнаружила «Сома» международная группа дайверов-любителей в 2015 году в территориальных водах Швеции. Подлодка затонула в 2,5 милях от берега недалеко от порта Грислхамн.
В 2016 году начался сложный и длительный переговорный процесс, который касался обсуждения широкого круга вопросов — от технического оснащения субмарины до степени вовлечения сторон для безопасного судоподъёма. С нашей стороны в диалоге принимали участие представители посольства России в Швеции и Министерства обороны РФ, а также специалисты Центра подводных исследований РГО. Отметим, что на всех этапах переговоров шведская сторона признавала права России на подводную лодку.
В рамках работы международной группы провели подводное обследование объекта с применением телеуправляемого необитаемого подводного аппарата шведской береговой охраны. Российская сторона разработала несколько планов детального обследования субмарины с использованием различных технических средств и схемы судоподъемных операций.
В 2018 году Швеция передала России компас с нактоузом по дипломатическим каналам. Всё это время он хранился на техническом складе без какой-либо обработки. После того, как важный артефакт прибыл в Россию, он попал в реставрационную мастерскую ЦПИ РГО, где и началась детальная и кропотливая работа по его спасению. На компасе были заметны потёки металла и следы разрушения древесины. Находку удалось восстановить.
Однако судьба «Сома» не решена. Из-за геополитической обстановки переговорный процесс по подъёму судна временно приостановили.