Подошли к концу исследования ЦПИ РГО трёх миноносцев в бухте Дальняя. На месте их гибели в Финском заливе также побывали и представители СМИ. С помощью телеуправляемого необитаемого подводного аппарата журналисты смогли увидеть, как проходит работа на затонувших объектах в режиме реального времени.
Миноносцы — редкие памятники истории Балтийского флота начала ХХ века. Со дна подняли несколько уникальных артефактов — посуду из фаянса, фонарь, штурвал из бронзы, часть прожектора и деталь машинного телеграфа, указатель которого навсегда застыл на отметке «малый ход».
Малые миноносцы типа «Циклон» построили в 1902–1903 гг. на Невском судостроительном и механическом заводе в Санкт-Петербурге. Они вошли в состав Российского Императорского флота под номерами 215, 216 и 217.
Миноносцы могли развивать скорость до 26 узлов — это самый лучший показатель среди кораблей подобного класса. Длина корпуса составляла 45 м, водоизмещение — 152 т.
«Циклоны» должны были отправить на Дальний Восток, однако корабли так и остались на службе на Балтике. В 1906–1907 гг. они сопровождали императорскую яхту «Штандарт» и обеспечивали охрану царской семьи во время плаваний по Финскому заливу. А во время Первой мировой войны переоборудованные в тральщики миноносцы обеспечивали безопасность фарватеров в Финском и Рижском заливах.
В 1918 году, когда суда стояли на ремонте в доках в Гельсингфорсе (совр. Хельсинки), миноносцы захватили немцы. И уже вскоре они вместе с английскими кораблями участвовали в морской блокаде Кронштадта. Следующей зимой британцы ушли и оставили их в замерзающей бухте с другими финскими кораблями. Ледокол, который направили для вывода судов, не справился с проводом каравана. Суда так и застряли в ледяной ловушке и затонули. Экипажи эвакуировали.
ЦПИ РГО восполнил все пробелы в судьбе этих кораблей. Наши водолазы провели детальное обследование объектов. Боевых повреждений на судах не обнаружено. Остались лишь следы коррозии. Все находки позже будут переданы в музей.