Команда ЦПИ РГО нашла миноносцы проекта «Циклон» на дне Балтики
Команда ЦПИ РГО нашла миноносцы проекта «Циклон» на дне Балтики
все новости

Команда ЦПИ РГО нашла миноносцы проекта «Циклон» на дне Балтики

На дне Финского залива были обнаружены миноносцы проекта «Циклон» начала 20-го века. Было известно, что после революции они оказались в Финляндии, но дальнейшая судьба их была неизвестна. По некоторым данным, суда якобы продали на металлолом. Но все 3 оказались затонувшими недалеко друг от друга. По одной из версий, их затерло льдами Балтики.

Подошли к концу исследования ЦПИ РГО трёх миноносцев в бухте Дальняя. На месте их гибели в Финском заливе также побывали и представители СМИ. С помощью телеуправляемого необитаемого подводного аппарата журналисты смогли увидеть, как проходит работа на затонувших объектах в режиме реального времени. 

Миноносцы — редкие памятники истории Балтийского флота начала ХХ века. Со дна подняли несколько уникальных артефактов — посуду из фаянса, фонарь, штурвал из бронзы, часть прожектора и деталь машинного телеграфа, указатель которого навсегда застыл на отметке «малый ход». 

Малые миноносцы типа «Циклон» построили в 1902–1903 гг. на Невском судостроительном и механическом заводе в Санкт-Петербурге. Они вошли в состав Российского Императорского флота под номерами 215, 216 и 217. 

Миноносцы могли развивать скорость до 26 узлов — это самый лучший показатель среди кораблей подобного класса. Длина корпуса составляла 45 м, водоизмещение — 152 т. 

«Циклоны» должны были отправить на Дальний Восток, однако корабли так и остались на службе на Балтике. В 1906–1907 гг. они сопровождали императорскую яхту «Штандарт» и обеспечивали охрану царской семьи во время плаваний по Финскому заливу. А во время Первой мировой войны переоборудованные в тральщики миноносцы обеспечивали безопасность фарватеров в Финском и Рижском заливах. 

В 1918 году, когда суда стояли на ремонте в доках в Гельсингфорсе (совр. Хельсинки), миноносцы захватили немцы. И уже вскоре они вместе с английскими кораблями участвовали в морской блокаде Кронштадта. Следующей зимой британцы ушли и оставили их в замерзающей бухте с другими финскими кораблями. Ледокол, который направили для вывода судов, не справился с проводом каравана. Суда так и застряли в ледяной ловушке и затонули. Экипажи эвакуировали.

ЦПИ РГО восполнил все пробелы в судьбе этих кораблей. Наши водолазы провели детальное обследование объектов. Боевых повреждений на судах не обнаружено. Остались лишь следы коррозии. Все находки позже будут переданы в музей.

команда
Сергей  Фокин
Сергей Фокин

Исполнительный директор Центра подводных исследований Русского географического общества

Пилот обитаемого подводного аппарата, водолаз-исследователь

Роман  Прохоров
Роман Прохоров

Подводный археолог-реставратор

Художник-реставратор I категории, водолаз-исследователь

Степан  Кичко
Степан Кичко

Начальник проектно-инженерного отдела

Вадим  Анищенко
Вадим Анищенко

Ведущий оператор подводных комплексов

Павел  Кошкин
Павел Кошкин

Водолаз-исследователь, подводный оператор