Зима уходит, и мы ей благодарны. Ведь без суровых морозов, обрушившихся на наш регион, была бы невозможна подледная экспедиция на один из уникальных объектов, затонувших в Финском заливе. Наша команда работает под Высоцком, и мы готовы рассказать о промежуточных результатах.
Водолазы несколько дней совершали погружения в холодную и темную балтийскую воду, чтобы оценить состояние клипера «Джигит», героя покорения Дальнего востока. Его история началась 23 июня 1856 года, когда, спущенный со стапелей в Архангельске корабль, взял курс на Петербург. Здесь его определили в первый Амурский отряд, который отправился исследовать только что присоединенные к Российской империи Амурскую область и Уссурийский край. За три года экспедиции было совершено немало географических открытий – о них напоминают названия «бухта Джигит», «гора Джигитская» и «залив Майделя», получивший имя в честь капитана судна.
На этом славный период службы клипера оборвался. По возвращении в Петербург выяснилось, что эпоха деревянных кораблей подходит к концу. Флот усиленными темпами пополняли броненосцами – и денег на ремонт «Джигита» так и не нашли. Спустя три года его списали. А 2 июля 1869 года на Транзундском рейде Балтийская эскадра демонстрировала Александру II свою отличную выучку и навыки стрельбы на старых кораблях. Среди других «мишеней» был затоплен и наш парусно-винтовой клипер.
Водолазы ЦПИ РГО не первый раз погружаются на «Джигит», так что мы можем судить о динамике разрушения объекта. Конечно, корпус и так пострадал от тренировки артиллеристов, но за последнее время скорость деструктивных процессов увеличилась. Чтобы внести клипер в реестр затонувших кораблей и сохранить максимально полную информацию о нем, наши подводные операторы создают фотоплан объекта из сотен кадров, которые впоследствии сложат в точное изображение «Джигита» на дне Финского залива. Осложняет процесс видимость всего в полтора метра. Хотя, как правило, вода в капризной Балтике становится относительно прозрачной именно в зимний период, водолазов в этот раз ожидал сюрприз.
Другим сюрпризом стал, конечно, мороз в -25С. Работать на открытом пространстве, в ледяной воде при такой температуре – не самое легкое занятие. Снаряжение на поверхности может обледенеть и стать хрупким. Но наша водолазная группа благодаря такой погоде отработала все аспекты проведения ледовых экспедиций. Вердикт – мы к морозам готовы!
Тем временем, наши специалисты собрались обследовать новые объекты на Транзундском рейде. Так что совсем скоро мы сможем рассказать вам о новых кораблях, затонувших в Финском заливе.