Экспедиция ЦПИ РГО «Барвон»
«Барвон»
Экспедиции

«Барвон»

15 апреля 2019 - 5 мая 2019

Экспедиция Центра подводных исследований РГО на английский пароход, затонувший в 1857 году

Команда выходит в акваторию Финского залива у мыса Стирсудден для погружения на объект «Барвон». В прошлом году по координатам, переданным нам коллегами-поисковиками, были совершены заверочные погружения для уточнения местоположения судна. Все подтвердилось, и в сезоне 2019 года мы подробно обследуем грузопассажирский парусно-винтовой пароход.

«Барвон» был построен в 1854 году в шотландском городе Клайд. Вес почти 500 тонн, скорость судна за счет паровой тяги – 14 миль в час, пассажировместимость 130 человек, грузовместимость 400 тонн.

В The Sydney Morning Herald от 21 декабря 1854 года сообщается, что это судно «является одним из наиболее совершенных образцов инженерной мысли в кораблестроении, поскольку оно сочетает в себе все известные достижения, которые присущи только ему...

Киль и корма сделаны из одного сплошного куска железа, без скосов и балок, а днище судна двойное. Водонепроницаемая железная платформа поддерживает трюмы и образует второе дно, которое должно предотвращать проникновение воды, если "внешнее" дно судна будет пробито при ударе о скалы. Палуба сделана необычайно прочной путем применения железных пластин, прикрученных к балкам, перед укладкой обычной деревянной палубы. Цель этого устройства состоит в том, чтобы привести палубу в равновесие с днищем корабля и обеспечить максимальную прочность при использовании минимума материалов...

Двигатель судна «Barwon» имеет очень простую конструкцию и занимает меньше места, чем любой двигатель такой же мощности, который мы когда-либо встречали. Двигатель и котел воплощают в себе различные усовершенствования, главной целью которых является экономия расхода топлива. Винт имеет совершенно новую схему, он работает с большей эффективностью, чем обычные винты, и создает совсем небольшую вибрацию на корме».

Конечно же судно с такими преимуществами было лакомым куском в середине XIX века. Поэтому «Барвон» перекупали несколько раз. Из Шотландии он отправился в Австралию в качестве торговца, потом его приобрело Британское правительство, чтобы отправить «Барвон» на Крымскую войну (1853-1856 гг.). После завершения боевых действий его выкупила частная фирма для путешествий в Петербург в качестве мирного пассажирского парохода.

Но английское судно в российский порт не вошло. 25 августа 1857 года на подходе к столице «Барвон» сталкивается с немецким пароходом «Москау» (с нем. – «Москва»). Затонул англичанин не сразу – ведь, как мы помним, «водонепроницаемая железная платформа поддерживает трюмы и образует второе дно, которое должно предотвращать проникновение воды, если "внешнее" дно судна будет пробито при ударе о скалы». «Москау» оказался более серьезным противником, чем гипотетические скалы, и «Барвон» затонул уже при буксировке в районе мыса Стирсудден.

Найден он был нашими коллегами, дайверами-поисковиками, которые и передали координаты научному консультанту ЦПИ РГО Андрею Лукошкову. В прошлом году водолазы-исследователи Центра погружались на объект, подтвердили координаты и оценили состояние корпуса как средне-хорошее. Корпус поврежден незначительно, однако, не стоит забывать, что полтора века под водой это все-таки серьезное испытание для конструкции. Пароход лежит на глубине 35 метров на ровном киле, а его размеры схожи с параметрами английского кеча XIX века, затонувшего в акватории Гогланда, на котором в сезоне-2019 будет проводится большая работа. Так обследование «Барвона» становится не только самостоятельным делом, но и репетицией к работам на «Посуднике».

цели и задачи
  • ico

    Создание фотоплана судна

  • ico

    Отработка системы освещения объекта

  • ico

    Отработка нового формата подводной видеосъемки

  • ico

    Отработка грунторазмыва рядом с объектом

команда
Александр  Таракановский
Александр Таракановский

Водолаз-исследователь, подводный оператор

Сумбат  Александров
Сумбат Александров

Водолазный специалист

Роман  Прохоров
Роман Прохоров

Подводный археолог-реставратор

Художник-реставратор I категории, водолаз-исследователь

Алексей  Дурас
Алексей Дурас

Водолаз-исследователь

Александр  Приходченко
Александр Приходченко

Пилот ОПА, старший оператор подводных комплексов

Олег  Медведев
Олег Медведев

Водолазный специалист

Степан  Кичко
Степан Кичко

Начальник проектно-инженерного отдела