Апрель выдался горячим – работы у мыса Стирсудден в Финском заливе продолжались весь месяц.
Главным героем, конечно же, стал грузопассажирский парусно-винтовой пароход «Барвон». Он был построен в 1854 году в шотландском городе Клайд. Вес почти 500 тонн, скорость судна за счет паровой тяги – 14 миль в час, пассажировместимость 130 человек, грузовместимость 400 тонн. Местная пресса при спуске судна на воду писала: «Он является одним из наиболее совершенных образцов инженерной мысли в кораблестроении, поскольку сочетает в себе все известные достижения, которые присущи только ему…»
В прошлом году водолазы-исследователи ЦПИ РГО погружались на объект, подтвердили координаты и оценили состояние корпуса как средне-хорошее. В этом году «Барвон» ждала слава. Он стал объектом, на котором впервые в России прошел подводный прямой телевизионный эфир! Роман Кирюхин и команда Телеканала 78 отправились с нами в акваторию Финского залива, где на глубине 35 метров на борту парохода их ждал подводный археолог и реставратор Роман Прохоров. Журналист и археолог не только обсудили текущее состояние «Барвона», но и выяснили, чего не хватает в работе водолазов – света! А телеведущая Анастасия Дьякова в прямом эфире спросила у нашего реставратора, куда он в отпуск ездит, если работает на море постоянно. Достаточно замерзший к тому времени на глубине Роман Прохоров ответил, что, хоть многие завидуют его работе, сам был бы не прочь отправиться в теплые края.
Такое общение и вообще телевизионный прямой эфир из-под воды стали возможны благодаря системе, в основе которой ПТК – подводный видео-комплекс, собранный нашими специалистами. Разработанная схема позволяет не просто поднимать видео-сигнал с глубины и транслировать его в режиме реального времени, но и передавать телевизионный сигнал, чтобы делиться происходящим на объекте не только с пользователями сети, но и телезрителями.
А вот то, что осталось за кадром – ежедневная борьба с плохой видимостью, которой пароход прикрывался от подводных операторов. В клубах взвеси просматривалось резное украшение – женщина в профиль в длинной тунике, окруженная цветами. После нескольких подходов удалось снять 3D-модель кормы, не ней можно разглядеть все деревянные завитки.
Однако не «Барвоном» единым богаты воды у мыса Стирсудден. Также наши гидроакустики обнаружили несколько объектов, на которые водолазы совершили заверочные погружения. Это и финский тральщик Т-7, который (как выяснилось!) изначально был российским «Минрепом». И немецкий буксир «Аркона», подорвавшийся на мине в декабре 1918 года. Баржа с гранитом, не дошедшая до Петербурга во время строительного бума XIX века. И «Джон Ридхет», который построили в Шотландии и спустили на воду в январе 1882 года, а уже в апреле он потерпел крушение. Есть предположение, что он направлялся в Петербург, но в пути столкнулся со льдиной и пошел ко дну.
Очевидно, что наша команда еще не раз вернется в эти воды – здесь есть что обследовать!