«Корабли победы. Победы кораблей»
Экспедиции

«Корабли победы. Победы кораблей»

20 апреля 2020 - 15 июня 2020

Бои, развернувшиеся в районе острова Нерва, малоизвестны, но заслуживают отдельного внимания

В 1944 году северо-восточная часть акватории Финского залива была главным театром военных действий. Бои, развернувшиеся в районе острова Нерва, малоизвестны, но заслуживают отдельного внимания.

В ходе Четвертого сталинского удара надводные силы Краснознаменного Балтийского флота одержали свою крупнейшую победу за всю историю Великой Отечественной войны именно здесь. Советские катера Д-3 торпедировали эсминец кригсмарине (немецкого военно-морского флота) Т-31. Это был первый и последний бой немецкого гиганта. Спустя 76 лет разломленный пополам миноносец был найден в водах Балтики в ходе экспедиции Центра подводных исследований. Неподалеку обнаружили и советский тральщик Т-45, который также участвовал в Выборгской наступательной операции.

В ходе двух экспедиций «Корабли Победы. Победы кораблей» команда Центра подводных исследований РГО изучила найденные объекты времен Великой Отечественной войны. Теперь у нас есть возможность узнать, какой смысл несут в себе слова «самая крупная победа надводных сил КБФ».

цели и задачи
  • ico

    Обследование и идентификация объектов

  • ico

    Фото- и видеофиксация

  • ico

    Подъем артефактов

Т-31

Т-31: история

Выборгско-Петрозаводская наступательная операция предполагала высадку бойцов КБФ на острова Березового архипелага, где находились финские части. Чтобы помешать их эвакуации, нужно было перекрыть маршруты отступления. Остров Нерва находился на пути ухода кораблей в финские шхеры, поэтому небольшой советский десант высадили именно сюда.

На помощь финнам немцы отправили в сторону Выборга два миноносца, Т-30 и Т-31. Противостоять им десант мог лишь силами «москитного флота» – «малых охотников» и торпедных катеров. Во время первых трех столкновений использовались катера Г-5. Из-за особенностей конструкции, при пуске снаряда суда были вынуждены уворачиваться от собственных торпед, им требовалось пространство для маневра, и они не могли подойти на нужное расстояние к эсминцам. Однако Г-5 отпугнули миноносцы, и те направились обратно в шхеры. Там немецкие корабли должны были встретиться с финскими тральщиками, которые провели бы их сквозь минные поля. Но финны не пришли. Немцы решили вернуться по тому же пути, и вновь были встречены советским десантом.

В ходе последнего, четвертого боя, КБФ использовал катера Д-3, которые проводили атаку иначе, чем Г-5, и могли близко подойти к противнику. В 00 часов 30 минут 20 июня 1944 года две торпеды, запущенные советскими катерами, попали в центр корпуса миноносца Т-31. Это был первый и последний бой немецкого гиганта: он разломился пополам и быстро затонул. В результате погибло 76 членов экипажа, 6 человек были взяты в плен, ещё 86 спасли финны.

Работы на объекте

Развалившийся на две части корпус миноносца был обнаружен нашими гидроакустиками в ходе поисковой экспедиции летом 2019 года. Он находится в 9,5 милях от места, указанного в советских документах, и в 3,5 милях от точки гибели, которая приводится в немецких данных. В ходе обследования водолазы ЦПИ РГО отыскали закладную табличку корабля.

В 2020 году водолазы ЦПИ РГО обследовали носовую часть эсминца длиной 53 метра, которая лежит на левом борту с креном 75°. Исследователям удалось рассмотреть носовое орудие, боевую рубку с разрушенным мостиком, корабельные механизмы и разъездной катер. Вокруг корпуса на дне найдены боеприпасы зенитной артиллерии, корабельное имущество и человеческие останки. В психологическом плане обследование миноносца давалось команде непросто.

Кормовая часть корабля располагается в 15–20 метрах от носовой. Она лежит под углом 90°, килем вверх.

Т-31: промежуточные итоги

На корабле было найдено передовое военное снаряжение и оборудование 40-х годов прошлого столетия, например, рюкзак со спасательным имуществом и изолирующий дыхательный аппарат Dräger. Еще одна впечатляющая находка – рюкзак с застёжкой zip lock. Герметичный замок был запатентован американцами в середине 1950-х гг., но оказалось, что немцы использовали его уже в период Второй мировой войны.

С борта миноносца подняли и редкую двуствольную сигнальную ракетницу с деревянной рукоятью производства фирмы Walter – до 1944 года их было создано чуть больше 3000. Среди артефактов также оказались одноствольная бронзовая сигнальная ракетница, алюминиевая кувалда на деревянной рукояти и один из четырёх бинокуляров (навигационных приборов) миноносца. Также водолазы ЦПИ РГО обнаружили на корабле пивные и молочные стеклянные бутылки.

Т-31: перспективы

Т-31, несомненно, является значимым объектом военно-исторического наследия XX века, а найденные на корабле артефакты имеют большую ценность. К сожалению, в настоящий момент проникнуть во внутренние помещения судна невозможно из-за полной заиленности. Не исключено, что миноносец может представлять опасность для экологии: скорее всего, в его танках всё ещё находится нефть, а на борту – множество боеприпасов, включая взрывчатые вещества. Мы будем следить за состоянием объекта.

Тральщик Т-45

Тральщик Т-45: история

26 августа 1944 года около Нервы погиб тральщик Т-45. Он был участником нескольких операций КБФ, в том числе – Таллинского перехода. Тральщик был торпедирован немецкой подводной лодкой U-745, когда вез размещенному на острове десанту груз оружия и боеприпасов. Судно было обнаружено на глубине 25 метров. В память об экипаже тральщика на острове установлен обелиск.

Работы на объекте

Водолазы ЦПИ РГО провели осмотр и фото- и видеосъемку судна. Носовая часть тральщика хорошо сохранилась, на ней определяются причальные механизмы и 45-мм орудие на тумбе. Под палубой в носу исследователи обнаружили жилые помещения. Надстройка судна разрушена, однако на ней был найден компас, машинный телеграф и фрагменты штурвала. Далее в корму расположено машинное отделение с паровой машиной и котлом. Кормовая часть тральщика полностью разрушена, ее фрагменты лежат на грунте рядом с корпусом.

Тральщик Т-45: промежуточные итоги

С корпуса тральщика Т-45 команда ЦПИ РГО подняла несколько артефактов. Среди них – машинный телеграф из цветного металла на стационарной подставке, который неплохо сохранился, за исключением вырванных передающих цепей. В руках исследователей оказались также компас и бутылка с черничной настойкой. Возможно, ее везли в качестве личного подарка.

Следующий шаг

Команда ЦПИ РГО провела в северо-восточной части Финского залива в общей сложности около трёх месяцев. Мы обязательно продолжим поиски кораблей нашей победы и в новом сезоне.

команда
Сергей  Фокин
Сергей Фокин

Исполнительный директор Центра подводных исследований Русского географического общества

Пилот обитаемого подводного аппарата, водолаз-исследователь

подробнее
Александр  Таракановский
Александр Таракановский

Заместитель исполнительного директора

Водолаз-исследователь, подводный оператор

подробнее
Сумбат  Александров
Сумбат Александров

Водолаз-исследователь

подробнее
Сергей  Бычков
Сергей Бычков

Врач водолазной медицины

подробнее
Алексей  Дурас
Алексей Дурас

Водолаз-исследователь

подробнее
Алексей  Анищенко
Алексей Анищенко

Пилот ОПА, оператор ТНПА и поискового оборудования

подробнее
Илья  Кораблёв
Илья Кораблёв

Оператор ТНПА и поискового оборудования

подробнее
Андрей  Лукошков
Андрей Лукошков

Научный консультант

подробнее
Александр  Приходченко
Александр Приходченко

Пилот ОПА, оператор поискового оборудования

подробнее
Андрей  Ярков
Андрей Ярков

Врач водолазной медицины

Подполковник медицинской службы запаса

подробнее