Нева — крупнейшая водная артерия европейской части России. А Петербург ещё своим основателем Петром I задумывался как город-порт. Судоходство в регионе всегда было очень активным. Однако акватория Невы изучена лишь фрагментарно. До сих пор не существует карты, на которой были бы отмечены точки гибели судов и кораблей.
Мы посчитали своим долгом восполнить этот пробел. Первые системные археологические работы в акватории Невы мы проводим совместно с Институтом археологии РАН и Национальным центром подводных исследований при поддержке ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург».
Уже в XVIII веке в дельте Невы появился порт, принимавший речные и морские суда: в молодой город везли различные товары, от продуктов питания до гранита для облицовки набережных.
Разумеется, без инцидентов и аварий не обходилось: в архивах хранятся донесения полицмейстера Санкт-Петербурга от 1727 года о том, что у Преображенского острова (совр. Васильевский остров) на Большой Неве и на Малой Неве «утонули корабли». Гибли деревянные суда и из-за ветхости, и во время бурь и наводнений.
Однако большая часть корпусов, лежащих сегодня на дне Невы, оказалась там в период послереволюционной разрухи и Великой Отечественной войны. В рапорт ЭПРОН (Экспедиции подводных работ особого назначения) включен список из 251 баржи, погибших в реке. Некоторые из них везли цветной металл и уголь, поэтому, вероятно, были подняты ещё в XX веке.
В наши дни большинство малых каналов регулярно очищают. Но на дне Невы и её рукавов, где больше глубина и сильнее течения, до сих пор хранятся следы аварий, произошедших в XVIII–XX веках.
Работы в Неве
2019 год
Первые работы по гидроакустическому обследованию дна Невы ЦПИ РГО начал еще в 2019 году. Мы отсняли несколько участков, где, согласно архивным материалам, в XVIII–XIX веках располагались портовые пристани и торговые склады.
2020 год
Исследование продолжилось в октябре–ноябре 2020 года. Совместно с коллегами из Центра подводного археологического наследия ИА РАН мы провели гидрографическое обследование дна реки Нева в пределах города. Вторым этапом стала подводная археологическая разведка. Водолазы ЦПИ РГО погружались на некоторые из обнаруженных объектов, делали замеры, снимали видео, создавали эскизные планы и проекции в разных плоскостях, после чего составляли описание и проводили предварительную идентификацию.
Обследовано 80 процентов (более 30 километров) дельты Невы в пределах города. Водолазы Центра обследовали шесть найденных объектов. Некоторые из них представляют особый интерес.
На участке Малой Невы между Тучковым мостом и мостом Строителей (совр. Биржевой мост), где в XVIII веке располагался торговый порт и таможня, найдено12-метровое палубное судно. Судя по размерам, выявленный объект является 20-весельным баркасом — гребным судном, которое было в ходу с XVIII века до середины XX века. Вероятно, оно служило речной «каретой» для переправы пассажиров. Степень сохранности корпуса говорит о том, что найденный объект, скорее всего, относится к позднему периоду бытования.
В 30 метрах от Дворцовой набережной, напротив Зимнего дворца, лежит деревянный корпус предположительно XIX века с адмиралтейским якорем на борту. С него для первичной идентификации был поднят глиняный горшок.
У Меншиковского дворца обнаружена большая грузовая баржа — из грунта выступает лишь её часть длиной 26 метров. Возможно, найденный объект принадлежит к периоду Великой Отечественной войны — на корпусе нашли артиллерийские гильзы от снарядов и несколько рам от иллюминаторов без стёкол. Вполне может быть, что под девизом «всё для фронта, всё для победы» судно везло латунь на переплавку.
2021 год
В 2021 году комплексное изучение Невы продолжилось. Этой зимой команда ЦПИ РГО обследовала участок реки рядом с Дворцовым мостом, напротив комплекса зданий городского Адмиралтейства.
«Это один из самых интересных потенциально районов, потому что именно здесь находится Адмиралтейство, один из первых объектов Петровской эпохи, к которому, несомненно, в своё время приставали десятки и сотни кораблей, и именно здесь вероятно ожидать немалого количества исторических следов той эпохи», – отметил заведующий Центром подводного археологического наследия Института археологии РАН Сергей Ольховский.
На сегодняшний день уже исследовано 90% дельты Невы в пределах города, обнаружено около 200 аномалий, 60 из которых представляют большой интерес для подводных археологов: на съемке видны ладьеобразные корпуса, 50- и 30-метровые баржи, типичные для местной перевозки грузов, буксиры, останки причалов и пирсов. Так как объекты повреждены и частично занесены донными осадками, определить их точную форму и размерения пока невозможно. Работы затрудняет и «бескультурный слой»: дно Невы повсеместно засорено бревнами, автомобильными покрышками, стеклянными бутылками и другими следами человеческого бытования.
Водолазы обследовали несколько объектов, наиболее перспективных с точки зрения исторического наследия.
На участке Малой Невы между Тучковым мостом и мостом Строителей (совр. Биржевой мост), где в XVIII веке располагался торговый порт и таможня, найдено 12-метровое палубное судно. Судя по размерам, выявленный объект является 20-весельным баркасом — гребным судном, которое было в ходу с XVIII века до середины XX века. Вероятно, оно служило речной «каретой» для переправы пассажиров. Степень сохранности корпуса говорит о том, что найденный объект, скорее всего, относится к позднему периоду бытования.
Еще одно старинное судно длиной 35 метров было обнаружено в зоне популярного городского причала около Медного всадника. Пробы древесины, взятые для радиоуглеродного анализа, вскоре смогут подсказать возраст объекта.
Нева: перспективы
Нам предстоит продолжить исследования, собрать статистику, проанализировать полученную информацию. Нужно выяснить, к каким периодам относятся и уже найденные объекты, ведь на дне Невы оказался настоящий «слоёный пирог» из затонувших кораблей, судов и различных конструкций.
Исследования акватории Невы проводятся при поддержке ПАО «Газпром».