Экспедиция ЦПИ РГО Нева
Нева
Экспедиции

Нева

3 октября 2019 - 20 декабря 2021

Первое в истории системное изучение дна Невы

Нева — крупнейшая водная артерия европейской части России. А Петербург ещё своим основателем Петром I задумывался как город-порт. Судоходство в регионе всегда было очень активным. Однако акватория Невы изучена лишь фрагментарно. До сих пор не существует карты, на которой были бы отмечены точки гибели судов и кораблей.

Мы посчитали своим долгом восполнить этот пробел. Первые системные археологические работы в акватории Невы мы проводим совместно с Институтом археологии РАН и Национальным центром подводных исследований при поддержке ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург».

цели и задачи
  • ico

    Гидроакустический поиск

  • ico

    Водолазное обследование объектов

  • ico

    Аппаратная съемка объектов

Уже в XVIII веке в дельте Невы появился порт, принимавший речные и морские суда: в молодой город везли различные товары, от продуктов питания до гранита для облицовки набережных.

Разумеется, без инцидентов и аварий не обходилось: в архивах хранятся донесения полицмейстера Санкт-Петербурга от 1727 года о том, что у Преображенского острова (совр. Васильевский остров) на Большой Неве и на Малой Неве «утонули корабли». Гибли деревянные суда и из-за ветхости, и во время бурь и наводнений.

Однако большая часть корпусов, лежащих сегодня на дне Невы, оказалась там в период послереволюционной разрухи и Великой Отечественной войны. В рапорт ЭПРОН (Экспедиции подводных работ особого назначения) включен список из 251 баржи, погибших в реке. Некоторые из них везли цветной металл и уголь, поэтому, вероятно, были подняты ещё в XX веке.

В наши дни большинство малых каналов регулярно очищают. Но на дне Невы и её рукавов, где больше глубина и сильнее течения, до сих пор хранятся следы аварий, произошедших в XVIII–XX веках.

Работы в Неве

2019 год

Первые работы по гидроакустическому обследованию дна Невы ЦПИ РГО начал еще в 2019 году. Мы отсняли несколько участков, где, согласно архивным материалам, в XVIII–XIX веках располагались портовые пристани и торговые склады.

2020 год

Исследование продолжилось в октябре–ноябре 2020 года. Совместно с коллегами из Центра подводного археологического наследия ИА РАН мы провели гидрографическое обследование дна реки Нева в пределах города. Вторым этапом стала подводная археологическая разведка. Водолазы ЦПИ РГО погружались на некоторые из обнаруженных объектов, делали замеры, снимали видео, создавали эскизные планы и проекции в разных плоскостях, после чего составляли описание и проводили предварительную идентификацию.

Обследовано 80 процентов (более 30 километров) дельты Невы в пределах города. Водолазы Центра обследовали шесть найденных объектов. Некоторые из них представляют особый интерес.

На участке Малой Невы между Тучковым мостом и мостом Строителей (совр. Биржевой мост), где в XVIII веке располагался торговый порт и таможня, найдено12-метровое палубное судно. Судя по размерам, выявленный объект является 20-весельным баркасом — гребным судном, которое было в ходу с XVIII века до середины XX века. Вероятно, оно служило речной «каретой» для переправы пассажиров. Степень сохранности корпуса говорит о том, что найденный объект, скорее всего, относится к позднему периоду бытования.

В 30 метрах от Дворцовой набережной, напротив Зимнего дворца, лежит деревянный корпус предположительно XIX века с адмиралтейским якорем на борту. С него для первичной идентификации был поднят глиняный горшок.

У Меншиковского дворца обнаружена большая грузовая баржа — из грунта выступает лишь её часть длиной 26 метров. Возможно, найденный объект принадлежит к периоду Великой Отечественной войны — на корпусе нашли артиллерийские гильзы от снарядов и несколько рам от иллюминаторов без стёкол. Вполне может быть, что под девизом «всё для фронта, всё для победы» судно везло латунь на переплавку.

2021 год

В 2021 году комплексное изучение Невы продолжилось. Этой зимой команда ЦПИ РГО обследовала участок реки рядом с Дворцовым мостом, напротив комплекса зданий городского Адмиралтейства. 

«Это один из самых интересных потенциально районов, потому что именно здесь находится Адмиралтейство, один из первых объектов Петровской эпохи, к которому, несомненно, в своё время приставали десятки и сотни кораблей, и именно здесь вероятно ожидать немалого количества исторических следов той эпохи», – отметил заведующий Центром подводного археологического наследия Института археологии РАН Сергей Ольховский.

На сегодняшний день уже исследовано 90% дельты Невы в пределах города, обнаружено около 200 аномалий, 60 из которых представляют большой интерес для подводных археологов: на съемке видны ладьеобразные корпуса, 50- и 30-метровые баржи, типичные для местной перевозки грузов, буксиры, останки причалов и пирсов. Так как объекты повреждены и частично занесены донными осадками, определить их точную форму и размерения пока невозможно. Работы затрудняет и «бескультурный слой»: дно Невы повсеместно засорено бревнами, автомобильными покрышками, стеклянными бутылками и другими следами человеческого бытования.

Водолазы обследовали несколько объектов, наиболее перспективных с точки зрения исторического наследия. 

На участке Малой Невы между Тучковым мостом и мостом Строителей (совр. Биржевой мост), где в XVIII веке располагался торговый порт и таможня, найдено 12-метровое палубное судно. Судя по размерам, выявленный объект является 20-весельным баркасом — гребным судном, которое было в ходу с XVIII века до середины XX века. Вероятно, оно служило речной «каретой» для переправы пассажиров. Степень сохранности корпуса говорит о том, что найденный объект, скорее всего, относится к позднему периоду бытования.

Еще одно старинное судно длиной 35 метров было обнаружено в зоне популярного городского причала около Медного всадника. Пробы древесины, взятые для радиоуглеродного анализа, вскоре смогут подсказать возраст объекта.

Нева: перспективы

Нам предстоит продолжить исследования, собрать статистику, проанализировать полученную информацию. Нужно выяснить, к каким периодам относятся и уже найденные объекты, ведь на дне Невы оказался настоящий «слоёный пирог» из затонувших кораблей, судов и различных конструкций.

Исследования акватории Невы проводятся при поддержке ПАО «Газпром».

команда
Сергей  Фокин
Сергей Фокин

Исполнительный директор Центра подводных исследований Русского географического общества

Пилот обитаемого подводного аппарата, водолаз-исследователь

Александр  Таракановский
Александр Таракановский

Водолаз-исследователь, подводный оператор

Сумбат  Александров
Сумбат Александров

Водолазный специалист

Алексей  Дурас
Алексей Дурас

Водолаз-исследователь

Илья  Кораблёв
Илья Кораблёв

Оператор подводных комплексов

Андрей  Лукошков
Андрей Лукошков

Научный консультант

Кандидат технических наук

Александр  Приходченко
Александр Приходченко

Пилот ОПА, старший оператор подводных комплексов

Павел  Кошкин
Павел Кошкин

Водолаз-исследователь, подводный оператор