Экспедиция ЦПИ РГО Kanonbarkas № 8
Kanonbarkas № 8
Экспедиции

Kanonbarkas № 8

15 июля 2021 - 30 сентября 2021

Обследование Kanonbarkass № 8 в проливе Бьёркезунд и подъем "командирских" артефактов

Kanonbarkass № 8 — участник Выборгского морского сражения, корабль затонул в ночь с 22 на 23 июня 1790 г. Это судно вызывает интерес как одно из наиболее сохранившихся из всех погибших в ходе этой битвы судов. Команда ЦПИ РГО уже с ним знакома, вернулись на канонерский баркас и в этом году. На объекте были проведены подводно-технические работы, поиск и подъем артефактов, осуществлена фото- и видеосъемка.

Выборгское морское сражение произошло во время Русско-шведской войны 1788–1790 гг. Летом 1790 года шведы в очередной раз попытались захватить Санкт-Петербург, но прорваться к городу так и не смогли. Флот отошел в Выборгский залив, где встал на якорь между мысом Крюйсерорт и северной оконечностью острова Пейсари. Там его и заблокировали две русские эскадры под общим командованием адмирала Василия Чичагова.

В ловушке оказались более 300 кораблей и судов противника. На их борту находились более тридцати тысяч матросов и солдат, а также шведский король Густав III, который решился на прорыв. Основной удар всего шведского флота приняли на себя корабли контр-адмирала Петра Ханыкова и контр-адмирала Иллариона Повалишина. Чичагов же долго медлил и первоначально не пришел на помощь. За три с небольшим часа ожесточенного боя большая часть кораблей шведского флота вышла из Выборгской губы на большую воду.

За 300-летнюю историю российского флота победа в этой битве стала самой результативной. В ходе ожесточенного боя шведский флот, понес серьезные потери (семь линейных кораблей и три фрегата, а также около 50 малых и гребных судов). Однако историки по разному оценивают результаты этого сражения. С одной стороны, неприятель лишился трети своего могущественного флота, с другой — поражение шведов могло быть еще более существенным. 

Один из свидетелей событий, произошедших в ходе Выборгского сражения является судно, затонувшее в проливе Бьёркезунд, — предположительно, Kanonbarkas № 8. Точно идентифицировать объект в настоящий момент невозможно. Его облик удалось реконструировать, но оказалось, что он не соответствует ни одному из известных типов кораблей в составе Армейского флота, участвовавших в сражении.

цели и задачи
  • ico

    Водолазное обследование

  • ico

    Фото- и видеофиксация состояния корабля

  • ico

    Подъем артефактов для идентификации

Наибольшее сходство найденный корабль имеет с двухмачтовыми парусно-гребными судами, которые именовали «Kanonbarkass» – пушечный баркас. Такие суда строились в Финляндии и Шведской Померании и входили в состав Финской эскадры, базировавшейся в Свеаборге. Их чертежей не сохранилось. До наших дней дошли только модели первого опытного образца 1770 года, созданного по проекту Ф. Х. Чапмана. И совпадения в конструкции с обнаруженным объектом есть, но на его корме отсутствует 24-фунтовая пушка, которая устанавливалась на суда такого типа.  

Несмотря на некоторые отличия, исследователи все же сходятся во мнении, что перед нами действительно пушечный баркас, который лишился части вооружения.   

Обстоятельства гибели корабля неизвестны. Но очевидно, что он затонул в результате взрыва. Корпус сохраняет свою целостность, часть правого борта отвалилась и лежит на грунте вдоль корпуса. Общая его длина — 18,8 м, наибольшая ширина — 4,7 м. В иле обнаружены человеческие останки — кости и три черепа. Скорее всего, корабль погиб в бою, на что указывают разбросанные по палубе боеприпасы.

Проведение полноценных раскопок на Kanonbarkas № 8 обусловлено еще одним фактом, который требует доказательств. Историки предполагают, что данный объект вполне мог быть «командирским» судном. Эту версию подтверждают многочисленные артефакты, обнаруженные на корабле, в том числе и во время последней экспедиции. 

Шведские архивы намекают на возможную гибель в Выборгском сражении корабля «Reuterholm», на котором находился командир дивизии, капитан А. Ф. Бруммер. Однако подтвердить эту информацию нельзя, поскольку  в источниках нет даже описаний этого типа судна.

Единственное, что хотя бы косвенно подтверждает гипотезу о присутствии на борту капитана — артефакты. Ранее в кормовой командирской каюте обнаружены дорогостоящие предметы — кувшин из фаянса, чайная пиала и три блюдца из расписного китайского фарфора. Нашли также пистолеты с индивидуальной отделкой. Оружие, скорее всего, принадлежало высокопоставленной особе. Один из образцов украшен латунным щитком и рисунком (на рукоятке изображен мужской портрет). 

В ходе последней экспедиции коллекция уникальных предметов с затонувшего судна существенно пополнилась. Теперь к обнаруженным ранее блюдцам прибавились еще и изящные фарфоровые чашки. Также водолазы подняли с борта корабля хронометр, который в то время вряд ли мог находится на рядовом корабле. Тем более, что компанию ему составляют две небольшие, но изысканные накладки в форме русалок. Вероятно, они украшали коробку, в которой хранились часы. 

На Kanonbarkas № 8 обнаружены пистолеты, мушкеты, пушки. Стволы орудий практически полностью растворились в балтийской воде, но основание сохранилось и примечательно дорогостоящей отделкой. Удалось поднять также чугунные ядра, которые за столетия, проведенные в воде, стали практически невесомыми. 

Еще одна интересная находка — синие зубы. Они довольно крупные, и, вероятно, принадлежали животному. Поскольку на борту было много металла, в процессе химической реакции зубы приобрели странный для них оттенок. Примечательно, что эта необычная деталь отсылает нас еще на несколько веков назад — к X веку. 

Блютуз в переводе с английского означает синий зуб (blue — синий и tooth — зуб). Современная технология, позволяющая объединить протоколы связи в универсальный стандарт, была названа в честь короля викингов Харальда I. В X веке ему удалось сплотить враждовавшие между собой датские и норвежские племена. И была у него одна отличительная черта — темный передний зуб, за что Харальд I получил прозвище «Синезубый» (дат. «Blåtand»).  

Многие обнаруженные артефакты говорят о том, что на борту этого судна наверняка присутствовал некий «важный чин». К сожалению, достоверно определить, кто именно это был, в данный момент проблематично. Сложно установить и точное название самого корабля. В шведских источниках зафиксировано участие в Выборгском сражении пушечных баркасов, более того, в списке погибших в ночном бою вымпелов Армейского флота указан Kanonbarkas № 8. Тем не менее, этого недостаточно для идентификации.

Этап исследования 2021 года проведен при поддержке правительства Ленинградской области.

команда
Роман  Прохоров
Роман Прохоров

Подводный археолог-реставратор

Художник-реставратор I категории, водолаз-исследователь

Андрей  Лукошков
Андрей Лукошков

Научный консультант

Кандидат технических наук

Александр  Приходченко
Александр Приходченко

Пилот ОПА, старший оператор подводных комплексов

Олег  Медведев
Олег Медведев

Водолазный специалист

проводится при помощи