Затонувшие пароходы XX века в Поморье
Затонувшие пароходы XX века в Поморье
все новости

Затонувшие пароходы XX века в Поморье

Итоги третьей экспедиции ЦПИ РГО в Горло Белого моря

В июле 2020 года команда ЦПИ РГО отправилась в Поморье, чтобы продолжить изучение объектов, затонувших в период Первой мировой войны.

В нашей третьей по счету экспедиции в Горле Белого моря мы провели без малого три недели. Работы велись двумя командами: поисковая часть экспедиционной группы находилась на БГК-2154 «Всеволод Воробьев», водолазная – на спасательном буксире СБ-9. Нами было обследовано 170 км2 дна и найдено 4 новых объекта: металлический корпус рыболовного (зверобойного) судна, металлическая несамоходная баржа, днище деревянного судна и развал контейнеров. Кроме того,  с помощью гидроакустического оборудования мы отсняли объекты, найденные в 2018–2019 годах.

При изучении одного из районов акватории, где, по архивным данным, в разное время погибло несколько судов, в 2019 году был обнаружен металлический корпус. Тогда мы приняли его за американский пароход «Каролина». Однако в этом году судно обследовали водолазы и обнаружили на нем тарелки с символикой БГМП (Балтийское государственное морское пароходство). Так стало ясно, что перед нами – советский пароход «Аргунь», затонувший в этих же координатах. Он был построен в Англии в 1917 году и приобретен СССР в 1934 году. Также водолазы обследовали норвежский пароход «Лисакер», который был построен в 1909 году и погиб в Горле Белого моря 23 июня 1915 года, подорвавшись на немецкой якорной мине.

Полученные гидроакустические изображения высокого качества позволили убедиться в том, что ранее найденные объекты – действительно пароходы «Кейп Антибе» и «Друмлойст». Также с помощью снимков мы смогли точнее идентифицировать найденный в 2018 году объект. В районе, где он был обнаружен, судя по историческим данным, могло находиться сразу несколько затонувших судов. После гидроакустической съемки 2019 года мы предполагали, что нашли российско-финляндский пароход «Урания». Однако на изображениях, полученных в 2020 году после перенастройки оборудования, мы увидели, что у лежащего на дне парохода оторван нос (у «Урании» была оторвана корма). Так как в этом же районе акватории погибло и посыльное судно бригады траления «Ковда», схожее по габаритам, мы сравнили снимки с его чертежами. Расположение трюмов, их количество, а также форма центральной надстройки совпали. Теперь объект предварительно идентифицирован как «Ковда». Поиски «Урании» мы планируем продолжить в следующем году.

По итогам трех экспедиций в Горло Белого моря нами предварительно идентифицированы одиннадцать судов. Шесть из них были свидетелями событий начала XX века.

ЦПИ РГО планирует еще не раз побывать в Поморье: есть основания полагать, что район перспективен для проведения дальнейших поисковых и исследовательских работ. Судя по архивным данным, здесь могут находиться как минимум 500 объектов разных эпох.

команда
Александр  Таракановский
Александр Таракановский

Водолаз-исследователь, подводный оператор

Сумбат  Александров
Сумбат Александров

Водолазный специалист

Алексей  Дурас
Алексей Дурас

Водолаз-исследователь

Илья  Кораблёв
Илья Кораблёв

Оператор подводных комплексов

Андрей  Лукошков
Андрей Лукошков

Научный консультант

Кандидат технических наук

Андрей  Горшков
Андрей Горшков

Заместитель исполнительного директора – Начальник экспедиционно-исследовательского отдела

Капитан 2 ранга запаса

Павел  Кошкин
Павел Кошкин

Водолаз-исследователь, подводный оператор