Поморье – морская колыбель России. Центром кораблестроения в допетровские времена был Архангельск, а Белое море в XVII веке было единственным, где хозяйничали русские мореплаватели. Поморы, бывшие выходцы из Великого Новгорода, активно бороздили Северный Ледовитый океан, внесли большой вклад в исследование Севера и освоение Аляски. Где корабли – там порт и торговля, поэтому Архангельск привлекал и русских, и иностранцев.
Наиболее опасная зона для перехода в Белом море – пролив Горло между Кольским полуостровом и Архангельской областью. Множество кораблей терпели там крушение еще в допетровские времена, доподлинно известно о гибели сотен торговых судов и в XVIII веке – они были раздавлены льдами или стали жертвами штормов.
Особую роль Архангельск сыграл во время Первой мировой войны: с 1914 по 1918 год город был важным транспортным узлом, где планировались активные оборонительные мероприятия, создавались отряды патрулирования и снабжения.
Исследование Горла Белого моря ЦПИ РГО начал в 2017 году. Тогда архивариус ЦПИ РГО Г.А. Гребенщикова и советник по науке ЦПИ РГО А.В. Лукошков изучили документы в архивах, в частности, в Российском государственном архиве Военно-Морского Флота. Им удалось составить перечень, куда вошли координаты гибели несколько сотен кораблей, большинство из которых затонуло во время Первой мировой войны.
Работы в регионе:
2018 год
Все исследования в Поморье проводились ЦПИ РГО совместно с Гидрографической службой Северного флота. В 2018 году состоялась первая, рекогносцировочная экспедиция. С помощью гидроакустического оборудования было обследовано 200 км2 акватории, обнаружено 8 затонувших объектов: 1 плавучий док, 3 деревянных парусных судна вероятно ХIХ века и 4 парохода начала ХХ века. Это были, предположительно, либо английский «Хельга», либо английский «Детгрив», российско-финляндский «Урания», английский «Африкан Монарх» и норвежский «Лисакер».
2019 год
В 2019 году ЦПИ РГО вновь отправился в Поморье. В ходе экспедиции специалисты Центра, помимо акватории Белого моря, исследовали устье Северной Двины. Там, по данным местных жителей и историков Архангельского краеведческого музея, находились многочисленные затоны, где топились старые деревянные суда.
Во время поисков в устье Северной Двины было обнаружено 20 затонувших объектов. Работы на реке велись с МГК-516 с использованием гидроакустического комплекса «Неман». С его помощью был, в частности, отснят российский минный заградитель «Уссури», затопленный в 1918 году в фарватере Северной Двины и представляющий опасность для судоходства.
В акватории Белого моря поисковая группа на БГК-2154 «Всеволод Воробьев» с многолучевым эхолотом в 2019 году отсняла 190 км2 морского дна и нашла 3 парохода периода Первой мировой войны, которые были идентифицированы по архивным данным как американский «Каролина» и английские «Кейп Антибе» и «Друмлойст». Также были проведены водолазные обследования ранее найденных объектов – судов «Африкан Монарх» и «Детгрив».
Английский пароход «Африкан Монарх» был построен в 1897 году. Параметры судна: длина 114 метров, ширина 12 метров, грузовместимость 4003 брт. Согласно архивным данным, грузовой пароход с углём подорвался на мине 24 июня 1915 года в районе острова Горяинов и пытался выброситься на берег, но затонул. Корпус был найден на глубине 35 метров, он лежит на правом борту в 3 милях от координат, указанных в архивных источниках. За сто с лишним лет под водой он частично деформировался: левый борт в центральной части корпуса и центральная надстройка отделились от днища и провалились внутрь корпуса, при этом носовая и кормовая части сохранили целостность. На юте (кормовой надстройке судна) был обнаружен фрагмент штурвала, ступица и фрагменты спиц вместе со штурвальным механизмом. Фрагменты обода с бронзовой накладкой водолазы нашли ниже. Все металлические части покрыты обильными обрастаниями – губками и мягкими кораллами.
Английский пароход конца XIX – начала XX века «Детгрив», согласно документам, потерпел крушение у острова Вишняк в 1911 году. Экипаж успел благополучно выбраться на берег, но что произошло дальше — история умалчивает. Когда в 2018 году гидроакустическая команда ЦПИ РГО обнаружила 64-метровый корпус, специалисты предположили, что это английское судно: либо «Хельга», либо «Детгрив». В 2019 году во время обследования водолазы обнаружили в трюме груз леса, что помогло идентифицировать пароход как «Детгрив». Он был найден на глубине 30 метров в 5,5 милях от предполагаемых координат гибели.
2020 год
В 2020 году исследование в Поморье продолжилось. Работы велись двумя командами: поисковая часть экспедиционной группы находилась на БГК-2154 «Всеволод Воробьев», водолазная – на спасательном буксире СБ-9. В ходе работ было обследовано 170 км2 дна, найдено 4 новых объекта: металлический корпус рыболовного (зверобойного) судна, металлическая несамоходная баржа, днище деревянного судна и развал контейнеров. Кроме того, были отсняты объекты, найденные в 2018–2019 годах.
С предположительно американского парохода «Каролина», обнаруженного годом ранее, водолазы подняли тарелки с символикой БГМП (Балтийское государственное морское пароходство). Эта находка подсказала, что перед ними – советский пароход «Аргунь», построенный в Англии в 1917 году и приобретенный СССР в 1934 году. Судно было торпедировано немецкой подводной лодкой вблизи мыса Городецкий 18 октября 1941 года. Экипаж успел сойти на шлюпки, его спасло гидрографическое судно «Мгла». Поврежденный корпус «Аргуни» обнаружен на глубине 44 метра лежащим на правом борту с креном около 50°. Палуба по левому борту от кормы до носа полностью провалена. В центральной части корабля, на грунте, за пределами основного корпуса, находится паровой котел. Сохранились световые люки. Между палубой и корпусом располагается бесформенная деревянно-металлическая конструкция, предположительно камбуз. Водолазам удалось разглядеть остатки кафельного пола, фрагменты раковин, фаянсовую посуду и деревянный ящик с несколькими парами резиновых калош. Носовые грузовые люки судна открыты, в первом были обнаружены бревна, во втором – доски.
Норвежский пароход «Лисакер», построенный в 1909 году, погиб в Горле Белого моря 23 июня 1915 года, подорвавшись на немецкой якорной мине. Грузовместимость судна – 2013 брт. Взрывом корпус разорвало на две части, которые сейчас стоят на глубине около 45 метров на ровном киле на расстоянии 10 метров друг от друга. Длина носовой части – 17 метров, основной – 58 метров. В носовой части на бак (переднюю часть палубы) с правого и левого борта ведут отдельные трапы, под которыми располагаются отдельные помещения. По правому борту находится уборная, а в полубаке – жилые каюты, где водолазы разглядели мелкие бытовые вещи членов экипажа: матросские рундуки, фрагменты обуви, пустые бутылки, две чернильницы и бритвенные станки. В основной части судна чётко определяются рулевая машина со штурвалом, световой люк и швартовые приспособления (кнехты), а также деревянный входной люк с комингсом (ограждением). С палубы вниз ведет частично сохранившаяся деревянная винтовая лестница с ажурными бронзовыми окантовками ступеней и бронзовым рейлингом. Помещение заполнено остатками разрушенной мебели, предметами быта, илом, песком и ракушкой. Водолазам удалось определить фаянсовую посуду двух типов, а также большое количество бутылок: глиняные и стеклянные для минеральной воды и лимонада, с характерной конструкцией горлышка, стеклянные пивные, винные и другие. Там же обнаружены запасные стекла для керосиновых ламп, ящик с остатками одежды и обуви, небольшое количество битых стеклянных фужеров. Отдельно определяется ящик с медицинскими принадлежностями: склянки, баночки, бутылки, спиртовая горелка. Далее в носу расположены два грузовых трюма, заполненные углём.
Улучшенное качество съемки помогло идентифицировать найденное в 2018 году судно. Мы предполагали, что это пароход «Урания». В Петербурге полученные изображения сравнили с чертежами посыльного судна бригады траления «Ковда». Расположение трюмов, их количество, а также форма центральной надстройки совпали. Кроме того, на новых изображениях видно, что у лежащего на дне парохода оторван нос, тогда как у «Урании» была оторвана корма. Теперь объект предварительно идентифицирован как «Ковда» – бывший германский пароход «Таурус», грузовместимостью 1225 брт, переданный Охране водного района Архангельского порта осенью 1915 года. Судно, вооруженное тремя пушками, подорвалось на мине 25 июля 1916 года, следуя в Йокангу с грузами и новым моторным баркасом для партии траления. При взрыве погибли 3 матроса, остальной экипаж спасся на шлюпках. Корпус с оторванным носом стоит на ровном киле на глубине 65 метров.
Также новые съемки многолучевым эхолотом позволили убедиться в точности идентификации пароходов «Кейп Антибе» и «Друмлойст».
Английский пароход «Кейп Антибе», угольщик Британского адмиралтейства №546, был построен в 1904 году. Судно погибло 8 октября 1915 года на минном поле к югу от Городецкого маяка. 98-метровый корпус стоит на ровном киле на глубине 62 метра. Пароход в хорошей сохранности, но имеет некоторые разрушения в корме.
Английский пароход «Друмлойст» стал во многом случайной находкой: его корпус был обнаружен проходившим кораблем Северного флота в 40 милях от места предполагаемой гибели. Согласно архивным данным, судно грузовместимостью 3118 брт, следовавшее с грузом леса из Архангельска во Францию, после подрыва на мине 14 июня 1915 года было брошено экипажем и трое суток дрейфовало от Орловских маяков до острова Сосновец. Пароход был детально отснят и идентифицирован специалистами ЦПИ РГО: корпус длиной около 85 метров стоит на глубине 58 метров в хорошем состоянии, хотя при ударе о грунт у него отвалилась носовая оконечность.
Горло Белого моря: промежуточные итоги
ЦПИ РГО первым начал масштабные поиски в Белом море. Поморье – все еще загадочный для нас регион, тем не менее, мы собрали достаточно информации, чтобы сделать первые выводы.
Район Горла Белого моря, действительно, очень опасен – течения здесь меняют свое направление дважды в сутки, а сила их такова, что корабли дрейфуют на значительные расстояния даже в момент гибели и, вероятно, могут переноситься течениями и во время нахождения на дне. Всё это нужно учитывать при организации новых исследований: и поисковых, и водолазных. Так, в архивных данных были найдены координаты предполагаемых мест гибели 6 кораблей. Однако в ходе изучения этих участков акватории не было обнаружено ни одного судна.
Хотелось бы отметить выполненную в таких сложных и новых для себя условиях работу команды водолазов и гидроакустиков. Благодаря их усилиям, исследователям удалось получить трехмерные гидроакустические изображения в хорошем разрешении и идентифицировать многие из найденных объектов.
Шесть из 15 обнаруженных специалистами ЦПИ РГО судов в Горле Белого моря оказались свидетелями событий начала XX века. Ранее подобные находки здесь были случайными и единичными. Все найденные в ходе экспедиций объекты попадут в базу для будущих исследований.
Кроме Горла Белого моря, команда Центра обследовала устье реки Северная Двина и мелководье западного берега острова Мудьюг, где обнаружила 20 полностью или частично замытых в грунт корпусов. Большинство находок сильно разрушено, но как минимум пять из них представляют интерес для дальнейшего изучения.
Помимо исследования местных глубин, в 2019 году мы приняли участие в конференции «Археология в музейных коллекциях». В Архангельском краеведческом музее советник по науке ЦПИ РГО Андрей Лукошков, который отвечает за научную составляющую наших экспедиций, подробно рассказал о результатах работы и обнаруженных объектах. Его доклад можно посмотреть на YouTube-канале Центра.
Горло Белого моря: перспективы
3 года – небольшой срок для изучения такого региона, как Поморье, поэтому ЦПИ РГО планирует еще не раз побывать здесь: есть основания полагать, что район перспективен для проведения дальнейших поисковых и исследовательских работ. Судя по архивным данным, здесь может находиться еще как минимум 500 объектов разных эпох.
В планах также разработка программы масштабных поисков для создания перечня подводных памятников Белого моря и погружение в историю раннего периода активного судоходства в этом районе.