В июле 2020 года команда ЦПИ РГО отправилась в Поморье, чтобы продолжить изучение объектов, затонувших в период Первой мировой войны.
В нашей третьей по счету экспедиции в Горле Белого моря мы провели без малого три недели. Работы велись двумя командами: поисковая часть экспедиционной группы находилась на БГК-2154 «Всеволод Воробьев», водолазная – на спасательном буксире СБ-9. Нами было обследовано 170 км2 дна и найдено 4 новых объекта: металлический корпус рыболовного (зверобойного) судна, металлическая несамоходная баржа, днище деревянного судна и развал контейнеров. Кроме того, с помощью гидроакустического оборудования мы отсняли объекты, найденные в 2018–2019 годах.
При изучении одного из районов акватории, где, по архивным данным, в разное время погибло несколько судов, в 2019 году был обнаружен металлический корпус. Тогда мы приняли его за американский пароход «Каролина». Однако в этом году судно обследовали водолазы и обнаружили на нем тарелки с символикой БГМП (Балтийское государственное морское пароходство). Так стало ясно, что перед нами – советский пароход «Аргунь», затонувший в этих же координатах. Он был построен в Англии в 1917 году и приобретен СССР в 1934 году. Также водолазы обследовали норвежский пароход «Лисакер», который был построен в 1909 году и погиб в Горле Белого моря 23 июня 1915 года, подорвавшись на немецкой якорной мине.
Полученные гидроакустические изображения высокого качества позволили убедиться в том, что ранее найденные объекты – действительно пароходы «Кейп Антибе» и «Друмлойст». Также с помощью снимков мы смогли точнее идентифицировать найденный в 2018 году объект. В районе, где он был обнаружен, судя по историческим данным, могло находиться сразу несколько затонувших судов. После гидроакустической съемки 2019 года мы предполагали, что нашли российско-финляндский пароход «Урания». Однако на изображениях, полученных в 2020 году после перенастройки оборудования, мы увидели, что у лежащего на дне парохода оторван нос (у «Урании» была оторвана корма). Так как в этом же районе акватории погибло и посыльное судно бригады траления «Ковда», схожее по габаритам, мы сравнили снимки с его чертежами. Расположение трюмов, их количество, а также форма центральной надстройки совпали. Теперь объект предварительно идентифицирован как «Ковда». Поиски «Урании» мы планируем продолжить в следующем году.
По итогам трех экспедиций в Горло Белого моря нами предварительно идентифицированы одиннадцать судов. Шесть из них были свидетелями событий начала XX века.
ЦПИ РГО планирует еще не раз побывать в Поморье: есть основания полагать, что район перспективен для проведения дальнейших поисковых и исследовательских работ. Судя по архивным данным, здесь могут находиться как минимум 500 объектов разных эпох.