Пополнение коллекции артефактов
все новости

Пополнение коллекции артефактов

ЦПИ РГО передал в Музей истории Кронштадта новые артефакты с «Архангела Рафаила»

Каждый год экспозиция подводной археологии пополняется новыми артефактами. Это уже стало хорошей традицией. В Музее истории Кронштадта складывается уникальная коллекция бытовых предметов и морского костюма конца XVII – начала XVIII века, в ней уже порядка 250 артефактов. Основным «поставщиком» раритетов является любекское торговое судно «Архангел Рафаил», затонувшее в 1724 году в проливе Бьеркезунд недалеко от Приморска.

В этот раз ЦПИ РГО передал Музею находки 2019 года, процесс консервации которых широко освещался в средствах массовой информации.

Главный герой этого рассказа, конечно, псалтырь. Несмотря на высокую степень сохранности, книга требовала новаторского подхода к консервации. Все-таки она провела три века под водой в слое ила! Кожаная обложка с деревянными вставками проходила обработку отдельно от блока сшитых листов бумаги. Все страницы на месте, все родные сшивки сохранились – случай для подводной археологии невероятный. Чтобы максимально сохранить первозданный вид псалтыря, археолог и реставратор ЦПИ РГО Роман Прохоров и реставратор высшей категории ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря Евгения Мымрина приняли решение сушить книгу целиком, не разбирая на листы и не разрушая оригинальную конструкцию. Подробно процесс консервации мы показывали на нашем Youtube-канале 

Реставрации в основном потребовала обложка – удалось воссоздать вторую застежку, на которую закрывался псалтырь. Она была утрачена еще три века назад, до того, как книга оказалась на морском дне. 

Кафтанчик юнги, как прозвали его журналисты, и все остальные артефакты с «Архангела Рафаила», проходили консервацию в собственной лаборатории ЦПИ РГО. На самом деле, кафтан мог принадлежать взрослому члену экипажа, а его небольшой размер можно объяснить...прошедшими веками. Мы знаем, что с каждым десятилетием средний рост homo sapiens увеличивается. Поэтому вполне возможно, что кафтан, сегодня подходящий только ребенку, в 1724 году был в гардеробе взрослого моряка. Кстати, в этой плотной льняной рубашке явно активно работали – в отличие от горчичного шерстяного кафтана, который нашли еще в 2014 году, – на этом есть «прижизненные» утраты. Хотя деревянные пуговички, обмотанные шнуром, почти все сохранились. 

Дополняют костюм моряка новые шерстяные чулки с объемными орнаментами и войлочными стельками, шерстяные рукавицы с разноцветными узорами, напоминающие современные скандинавские мотивы, а кожаная рабочая руковица, которая находится в собрании Музея уже 2 года, наконец также обрела пару. В коллекцию столярного инструмента и предметов корабельного быта добавились фрагменты водоотливного механизма – ручного насоса XVIII века. 

Затонувший «Архангел Рафаил» нашли в начале 2000-х годов. В 2014 на объекте начались археологические работы, за шесть полевых сезонов было размыто от ила 90 квадратных метров внутреннего пространства корпуса, поднято более 250 артефактов. Большая часть из них прошла консервацию в собственной лаборатории ЦПИ РГО. Артефакты составили коллекцию европейских бытовых предметов XVII века «Контрабанда. Три века под водой», которая выставлялась в Штаб-квартире Русского географического общества, Национальном центре управления обороной РФ, фрагментом в Центральном военно-морском музее. А более полная коллекция – вместе с комплексом из шерстяного кафтана и штанов, хранящихся в Государственном Эрмитаже – была представлена в Серебряных кладовых в Ораниенбауме, которые посетили более 10 000 петербуржцев и гостей города. В этом году выставка пройдет уже в Германии, в Морском музее Гамбурга. Немецкие коллеги следят за судьбой исследования «Архангела Рафаила» с самого начала, так как только в водах восточной части Балтики сложились такие благоприятные для сохранения дерева условия. Темная, малосоленая и малокислородная среда Финского залива законсервировала для нас сотни кораблей разных эпох из разных стран.

Порядка 250 артефактов с «Архангела Рафаила» были переданы партнеру Центра подводных исследований РГО – Музею истории Кронштадта в течение последних лет для того, чтобы обеспечить целостность коллекции.