Водолазы обследовали затонувший в 1941 году танкер с нефтепродуктами
Водолазы обследовали затонувший в 1941 году танкер с нефтепродуктами
все новости

Водолазы обследовали затонувший в 1941 году танкер с нефтепродуктами

Первые итоги экспедиции Мощный-2020

Подтверждаются опасные прогнозы: из разрушенного корпуса судна сочатся нефтепродукты. На видеокадрах из экспедиции видны маслянистые пятна на поверхности воды. Совместно с экологами проводится мониторинг, взяты пробы воды и грунта, которые будут обработаны в лаборатории и станут основой для выводов о состоянии цистерн танкера и скорости их разрушения. Официальные результаты станут известны к началу сентября.

В рамках августовской экспедиции ЦПИ РГО на танкер Т-12, затонувший у острова Мощный в начале Великой Отечественной войны, на глубине 56-57 метров были взяты несколько типов проб: материала корпуса судна для оценки степени усталости металла; 6 проб воды в районе горловин танков и одна фоновая в районе для сравнения; 5 проб грунта по периметру корпуса и одна фоновая в районе для сравнения. Проведены замеры конструктивных элементов судна и видеофиксация всех этапов работ. 

Дальнейшие шаги полностью зависят от результатов анализа проб. Решение о необходимости любых подводно-технических работ на Т-12 вплоть до эвакуации нефтепродуктов будет приниматься совместно с экологами. Наша главная цель – сохранение безопасности приграничной акватории. Проект осуществляется при поддержке ПАО «Газпром».

Советский военный танкер тыла Краснознамённого Балтийского флота Т-12 потоплен немецкой авиацией в Финском заливе при эвакуации кораблей Балтийского флота из Таллина 29 августа 1941 года. Судно полной грузоподъемностью 1593 брт было построено в Любеке по заказу Норвегии в 1938 году по трехостовной схеме – с высокими баком, центральной надстройкой и ютом.

В 1940 году танкер был приобретен СССР для КБФ. При эвакуации Таллинской Военно-морской базы шел с полностью загруженными танками. Транспорт затонул в результате попадания авиабомбы в корму. Район гибели был зафиксирован весьма приблизительно.

Первичное водолазное обследование было произведено ЦПИ РГО в 2018 году. В результате поисковых работ корпус танкера был обнаружен на глубине 63 метров и отснят с помощью многолучевого эхолота, что позволило определить его точную конфигурацию. Танкер сохранил целостность и стоит на дне на ровном киле курсом 210°. При этом корпус имеет значительный (около 25°) дифферент на корму, которая сильно разрушена взрывом и частично замыта в ил. Нос, наоборот, возвышается над грунтом на высоту более 10 метров. Очевидно, в момент гибели танкера сначала на дно опустилась разрушенная взрывом корма, из танков которой вытекли нефтепродукты, а потом под воду ушли центральная и носовая части корпуса с заполненными танками.

команда
Сергей  Фокин
Сергей Фокин

Исполнительный директор Центра подводных исследований Русского географического общества

Пилот обитаемого подводного аппарата, водолаз-исследователь

Александр  Таракановский
Александр Таракановский

Водолаз-исследователь, подводный оператор

Сумбат  Александров
Сумбат Александров

Водолазный специалист

Роман  Прохоров
Роман Прохоров

Подводный археолог-реставратор

Художник-реставратор I категории, водолаз-исследователь

Андрей  Лукошков
Андрей Лукошков

Научный консультант

Кандидат технических наук

Павел  Кошкин
Павел Кошкин

Водолаз-исследователь, подводный оператор