Т-12
Т-12: история
В 2005 году недалеко от острова Мощный на глубине 63 метров обнаружили танкер Т-12, который был участником трагического Таллинского перехода.
Судно было построено в 1938 году в Любеке по заказу Норвегии. На его рубке до сих пор сохранилась металлическая табличка с надписью LUBECK, 1938. Следующим владельцем танкера стала шведская судоходная компания, а в 1940 году он оказался в составе Краснознаменного Балтийского флота. 29 августа 1941 года при эвакуации кораблей Балтийского флота из Таллина танкер Т-12 попал под обстрел немецкой авиации и затонул между островами Мощный и Гогланд. На судне находились 300 человек: бойцы 10-го стрелкового корпуса и инженеры Таллинской военно-морской базы. Спастись удалось лишь 16 из них. Остальные, по всей вероятности, прыгали за борт, но шансы выжить были ничтожно малы — в отчетах вражеских самолетов на следующий день сообщалось, что все пространство к юго-востоку от Гогланда залито нефтью.
Известно, что грузовые танки судна были заполнены: транспорт перевозил около двух тысяч кубометров нефтепродуктов. В большей степени от снаряда пострадала корма. Эксперты не исключают, что мощный выброс ядовитых жидкостей произошел в момент гибели, но со временем они разложились и перераспределились. Сначала опустилась на дно именно кормовая часть, из танков с ходовым топливом вытекло, предположительно, до 100 тонн нефтепродуктов.
Работы на объекте
В 2020 году холодная балтийская вода, на удивление, была теплее, чем обычно. В верхнем слое температура держалась на уровне 17–18 градусов, внизу — вдвое превышала привычные для этого времени года 2–3 градуса. Видимость была от 2 до 5 метров, в зависимости от части судна и глубины. Условия для погружений были хорошими.
В ходе экспедиции «Мощный-2020» специалисты Центра обследовали объект и отсняли подводные работы на видео. На полученных кадрах видно, что металл корпуса местами покрылся ржавчиной, разрушены элементы системы жизнеобеспечения судна – из них понемногу вытекают технические жидкости. В настоящий момент танкер стоит на ровном киле, при этом нос на 10 метров возвышается над грунтом.
Работы на глубине 56 метров продолжались неделю. Исследователи провели замеры конструктивных элементов судна, подняли со дна фрагмент обшивки погибшего танкера, взяли пробы воды вокруг горловин танков и грунта по периметру корпуса.
Для сбора данных экологи развернули на судне обеспечения мобильную лабораторию. Все полученные образцы поместили в герметичные сосуды и доставили в Петербург для анализа.
Т-12: промежуточные итоги
Осенью были получены предварительные результаты лабораторных исследований проб воды и донных отложений, взятых около танкера Т-12.Экспертиза обнаружила нефтепродукты, однако говорить о катастрофических последствиях для окружающей среды пока рано.
Как показал анализ проб, мы имеем дело с тяжелыми или темными нефтепродуктами, такими как мазут и дистиллятные масла. Однако общее содержание растворенных нефтепродуктов в образцах придонной воды составляет менее 40 мкг/л и не превышает предельно допустимую концентрацию (ПДК). Это, в частности, объясняется тем, что опасные вещества стремительно всплывают и не успевают раствориться в нижних слоях воды.
В лаборатории изучили пробы воды, которые были взяты на поверхности в местах появления разводов и резюмировали: содержание вредных смесей в представленных образцах в 4 раза превышает ПДК. В 5–10 раз от установленных региональных фоновых значений отличаются и показатели, полученные из проб донных отложений.
Также выше нормы содержание в воде ацетона и изопропанола, но можно допустить, что это связано с другими источниками загрязнения. Кроме того, во внутренних помещениях судна сохранились деревянные детали и изделия из ткани, которые со временем начали разлагаться. Вероятно, именно поэтому на месте катастрофы слишком высоки показатели бензапирена, который по степени воздействия на организм относится к высшему классу опасности.
На данном этапе специалисты пытались выявить наиболее опасные для окружающей среды составы, которые превышают допустимые нормы. Для снижения рисков экологической катастрофы необходим дальнейший мониторинг объекта и регулярное проведение исследований.
Т-12: перспективы
Как отмечает исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин, в настоящий момент вытекания из танкера не наблюдается, но в перспективе существует угроза разрушения корпуса судна. Специалисты планируют вернуться к Т-12 и провести первичный анализ состояния корпуса методами неразрушающего контроля: измерить толщину стенок корпуса с помощью ультразвуковой толщинометрии, проверить на наличие трещин и других повреждений. Это позволит оценить количество времени, которое танкер сможет еще относительно безопасно для окружающей среды провести под водой.
«Бутылочник»
«Бутылочник»: история
В 2018 году недалеко от острова Мощный минеры Балтийского флота обнаружили деревянное судно и сообщили о находке ЦПИ РГО. В 2019–2020 годах наша команда обследовала судно и обнаружила на нем сотни бутылок, ориентировочно, XVIII века.
На затонувшем объекте уже нет ни мачты, ни брашпиля, но исследователи предварительно идентифицировали его как торговый парусник, возможно, голландский тьялк, который направлялся в новую Российскую столицу – Петербург. Вероятно, когда на Балтике поднялся шторм, плоскодонное судно, которое предназначалось для мелководья, пошло ко дну.
Работы на объекте
В ходе экспедиции «Мощный-2020» была обследована верхняя палуба судна.
Памятник петровской эпохи покрыт толстым слоем ила. На борту сохранился разнообразный груз – клети с бутылками ручного и фабричного производства с узкими и широкими горлышками. Сосуды редкие, подобных нет даже в коллекции Государственного Эрмитажа. Содержимое их испарилось, но по маркировке некоторых стеклянных изделий понятно, что в них перевозили, например, джин. На «Бутылочнике» уцелели также предметы быта команды –посуда и корабельная утварь.
«Бутылочник»: промежуточные итоги
Водолазы ЦПИ РГО подняли на поверхность стеклянные бутылки, тарелки с росписью, глиняные горшки, курительные трубки, а также деревянный компас. Удалось заполучить и уникальные экофакты — засохшие дольки апельсина, которые даже спустя 300 лет под водой сохранили цитрусовый аромат.
Типы бутылок, поднятых на поверхность, говорят о высоком уровне стеклопроизводства в момент их изготовления – это позволяет предположить, что судно было построено приблизительно в этот же период, ориентировочно, в XVIII веке. А форма и размерение парусника позволяют исследователям по косвенным признакам идентифицировать его как голландский тьялк.
«Бутылочник»: перспективы
«Генеральный груз судна, где наверняка очень много интересного, связанного с историей корабля и историей Петербурга того периода, скрыт сейчас в трюме под слоем донных осадков», – рассказывает исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин. Для того, чтобы продолжить изучение объекта, необходимо проведение подводных археологических раскопок.
Следующий шаг
ЦПИ РГО планирует вернуться к острову Мощный для продолжения мониторинга состояния танкера Т-12 и, возможно, детального изучения «Бутылочника».