В ходе экспедиции Мощный-2020 специалисты Центра обследовали затонувший военный танкер Т-12 и провели видеофиксацию подводных работ. На полученных кадрах видно, что металл корпуса местами покрылся ржавчиной, разрушены элементы системы жизнеобеспечения судна – из них понемногу вытекают технические жидкости.
Как показал анализ проб, мы имеем дело с тяжелыми или темными нефтепродуктами, такими как мазут и дистиллятные масла. Однако общее их содержание в образцах придонной воды составляет менее 40 мкг/л и не превышает предельно допустимую концентрацию (ПДК). Это, в частности, объясняется тем, что опасные вещества стремительно всплывают и не успевают раствориться в нижних слоях воды.
В лаборатории также изучили пробы воды, которые были взяты в местах появления маслянистых пятен и резюмировали: содержание вредных смесей в представленных образцах в 4 раза превышает ПДК. Наличие разводов свидетельствует о продолжающемся поступлении нефтепродуктов в морскую среду.
В 5–10 раз от установленных региональных фоновых значений отличаются и показатели, полученные из проб донных отложений. Также выше нормы содержание в воде ацетона и изопропанола, но можно допустить, что это связано с другими источниками загрязнения.
Кроме того, на месте катастрофы слишком высоки показатели бензапирена, который по степени воздействия на организм человека относится к высшему классу опасности. Однако это может быть связано с тем, что во внутренних помещениях судна со временем начали разлагаться деревянные детали и изделия из ткани.
На данном этапе специалисты пытались выявить наиболее опасные для окружающей среды составы, которые превышают допустимые нормы. Для снижения рисков экологической катастрофы, необходим дальнейший мониторинг объекта и регулярное проведение исследований.
Как отмечает исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин, в настоящий момент вытекания из танкера не наблюдается, но в перспективе существует угроза разрушения корпуса, так как судно затонуло почти 80 лет назад. Специалисты ЦПИ РГО планируют вернуться к Т-12 и провести анализ состояния объекта методами неразрушающего контроля: измерить толщину стенок корпуса с помощью ультразвуковой толщинометрии, проверить на наличие трещин и других повреждений. Это позволит оценить количество времени, которое танкер сможет еще относительно безопасно для окружающей среды провести под водой.
Решение о необходимости любых подводно-технических работ на Т-12, вплоть до эвакуации нефтепродуктов, будет приниматься совместно с экологами. Наша главная цель – сохранение безопасности приграничной акватории.
Проект осуществляется при поддержке ПАО «Газпром».